На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 826 подписчиков

Свежие комментарии

  • ММ
    ХэГу- основная точка для ОБЕЗБОЛИВАНИЯ. При зубной боли, родах и пр. Помогает при ангине - иглы в "золотой треугольни...Тайные силы акупу...
  • Александр Николаевич
    Славянская мифология — это удивительный мир, полный загадочных событий и древних преданий.Веда Словена. Чит...
  • Igor Shumarin
    Какая Цзу - сань - ли? Разве Хе - гу не от ста болезней?Тайные силы акупу...

Богатыри: Защитники земли русской

Слово «богатырь» вызывает у современного человека стойкую ассоциацию с могучими воинами, облаченными в кольчуги, которые с мечом в руке берегут своих соплеменников  от супостата. И мало кто знает, какими они были на самом деле.
Само слово БогаТырь с древнерусского языка означает - человек несущий в себе Бога, так как "тырить" имеет образ - "нести", "брать себе".

Первым и самым главным богатырем  у нас считается Святогор, живщий согласно былин у Кавказких гор. Его  прообразом стал князь Русколани  Светогор. Он известен нам по булгарским летописям и хотя никаких особых подвигов и не совершил, но всегда одерживал победы над своими врагами. Летописи рассматривают его как совершенно конкретного человека, князя державы Русколань объединившего разрозненные славянские земли в единое целое союзное государство с центром в Белой Веже (после захвата готами Голуни,  Белая Вежа с конца 4 века стала столицей Русколани. Находилась она у в впадения реки Белой в Кубань). Светогор правил Русколанью  с 815 или 816 по 855 год.

Все мы ещё со школьной скамьи знаем и о других древнерусских былинных богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. С недавних пор их образы активно и успешно эксплуатируются в мультипликации. Это не нравится многим взрослым, которым претит трансформация богатырей из героев эпоса в героев поп-культуры. Но изначально они из реальных воинов-защитников трансформировались в былинных богатырей …

Былинные времена

Упоминаются богатыри не только в былинах но и в  древнерусских летописях. Впервые  такая запись относится к событиям 1240 года. «Пришёл Батый к Киеву с силой тяжкой многим множеством силы своей, и окружил город. И обступила сила татарская, и был город в осаде великой… Воевода его первый — Себедяй богатур и Бурундай богатур, который взял Болгарскую землю и Суздальскую», — рассказывает нам Ипатьевская летопись.

Почему же былинные богатыри не нашли отражения в наших летописях, а полководцы   Себедай и Бурундай, которые выступают совсем не как защитники Русской земли там отмечены как богатыри?
Логично предположить, что все известные нам «богатырские» былины существовали только как устный народный эпос, который мало отражал реальные события, но передавал общую суть происходящего. Поэтому  хотя персонажи былин и имеют своих  исторических прототипов  (это и великий князь Владимир Красное Солнышко и другие), но они на них не похожи совсем.

Интересно и то, что большая часть известных ныне былин записана в бывших новгородских землях. Остальные — в разных частях нынешней России. Но ни в Белоруссии, ни в Украине не зафиксировано ни одной былины — хотя есть предания того периода.

Вывод очевиден: известные нам древнерусские былины — это, прежде всего, литературно-эпические произведения, передававшиеся  из уст в уста в определенных родах и призванные поднять народный дух в  нелёгкую годину.

«…и удавил муж печенежина»

Всё вышесказанное вовсе не означает, что в летописях  Киевской Руси не отмечено отважных воинов. Были они конечно!

В 992 году печенеги учинили набег на Русь. Князь Владимир вышел им навстречу и остановил на реке Трубеж у брода. Обе стороны не решались начать бой. Тогда печенежский князь подъехал к реке, вызвал князя Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года».
Владимир послал глашатаев по своему лагерю со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?». И тогда пришёл к князю один старик и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками». Обрадованный князь призвал чудо-молодца к себе, но тот сначала попросил его проверить. На него натравили разъярённого вола, но молодец увернулся и отхватил рукой у вола кусок мяса. Впечатлённый князь сказал, что тот может биться с печенегом.

На следующее утро состоялся поединок: «И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились крепко, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. И воскликнули русские, и побежали печенеги, и гналась за ними Русь, избивая их, и прогнала».

По словам «Повести временных лет», князь Владимир сделал своего поединщика и его отца «великими мужами». А в честь победы заложил город Переяславль. Тут автор «Повести…» для красного словца немного приврал — ведь город Переяславль был известен ещё в начале 10-го века. Автор «Повести…» также не называет русского богатыря по имени. Но народные предания величают его Никитой Кожемякой или Яном Усмошвецом.

Поединок богатырей Пересвета и Челубея

Подробнее об этих событиях сентября 1380 года повествуется в «Сказании о Мамаевом побоище» (имеется восемь редакций этого произведения и примерно 150 списков).

Последний князь Русколани Мамай из рода Киятов (ведущий свою родословную от легендарного князя Кия, подробнее в статье "Потомки князя Кия" ) поклоняющийся богу Перуну (так сказано в "Задонщине"), встретился на Куликовом поле со своим протеже князем Дмитрием (то же кстати киятом, то есть  ведущим свою родословную от князя Кия). Там они пытались выяснить под чьим началом должна быть объединена Русь. Но в начале силы померили богатыри с обеих сторон.

В «Сказание о Мамаевом побоище. Основная редакция» (в переводе В.В.Колесова) так описывается поединок Пересвета с Челубеем: «…Выехал Челубей  из большого войска ..., видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет,  который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!.. И был на голове его шлем... и «злаченым доспехом он посвельчивает».… Челубей  устремился навстречу ему… И ударились крепко копьями они, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».

Челобей - так прозывали богатыря за любимый его удар по челу, а настоящее имя его было Таврул. Сведения о нем крайне скудны, булгарские летописи возводят его родословную к самому князю-богатырю Светогору. Он был любимцем Мамая и непобедимым воином-поединщиком. Пересвет так же был знатного  княжеского рода (даже возможно так же потомок Светогора). Здесь важно отметить, что Пересвет до своих духовных занятий  был очень опытным воином, о котором знал сам князь Дмитрий.

Поединок  богатырей можно считать боевой ничьей, как и общее сражение войск, но в глобальном значении это было поражение, так как отодвинуло так ожидаемое объединение на многие годы. Так жизнь и деятельность богатырей всегда отражала существующую реальность.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх