Велемудр. Мир тесен.

22 702 подписчика

Свежие комментарии

  • Карпов Илья
    Интересно! Благодарю. Хотя известно, что ТРЕХЦВЕТНЫМИ МОГУТ БЫТЬ и КОТЫ, а раньше мы думали, что только кошки - девоч...Люди-химеры: зага...
  • Igor Shumarin
    Ну, на счёт Йеллоустоуна более менее согласен. А вот про "обратную сторону Луны... Туда ведь индусы отправили свой "ч...Огненный Дракон в...
  • Карпов Илья
    Да все надергано из ее слов. А как о ее предсказаниях "О СЛАВЕ ВЛАДИМИРА"? А слабо ей было предсказать свою болезнь и...Огненный Дракон в...

НА СЕВЕРЕ РУНЫ ПЕЛИ МУЖЧИНЫ, А СКАЗЫ ЖЕНЩИНЫ.

Скандинавская руническая надпись на амулете из Старой Ладоги
Скандинавская руническая надпись на амулете из Старой Ладоги

Руны у многих ассоциируются с архаикой, с чем-то очень и очень древним. Причем, если у людей спросишь, что такое руны, они скажут, что это письменность. В первую очередь, древних германцев, но также были болгарские, венгерские, кёк-тюркские руны.

Руны (символы) высекались или вырезались на камне, металле, дереве, кости; они имеют специфическую угловатую форму, приспособленную для высекания и вырезания. После принятия христианства в странах Северной Европы руны как письменность были вытеснены латиницей.

Тем не менее, рунами также зовутся эпические песни карелов, финнов, эстонцев и других прибалтийско-финских народов. Происходят эти песни от древних мифов о сотворении мира. Вплоть до ХХ века существовала целая профессия — рунопевцы.

Автор фото Леонид Леонидович Капица, АКССР. Ухтинский р-н, д. Каменное озеро. 1927. Карелы. Фотоархив РЭМ
Автор фото Леонид Леонидович Капица, АКССР. Ухтинский р-н, д. Каменное озеро. 1927. Карелы. Фотоархив РЭМ

Исполнителями рун, как правило, были простые крестьяне из карел, ижор, ингерманландцев и финнов. Они пели руны в один голос, иногда — попеременно двумя голосами, часто сопровождая исполнение игрой на кантеле, каннеле и подобных инструментах.

Многие думают, что сказы и руны - архаика. А вы знали, что на Севере руны пели мужчины, а сказы - женщины еще в ХХ в.

Из рун собиратель фольклора Элиас Лёнрот составил карело-финский эпос «Калевала» (в 19 веке он ездил по Карелии, общался с рунопевцами, и записывал их руны).

Также из рун составлен эстонский народный эпос «Калевипоэг».

После Лёнрота многие финские исследователи увлеклись рунами, и вслед за ним, уже в конце 19, первой половине 20 века отправлялись путешествовать по Карелии в поисках не записанных рун.

Руны финны пытались собирать даже во время оккупации Карелии, когда с 1941 по 1944 годы занимали местные деревни, и опрашивали местных жителей об их культуре, досконально все фотографируя и записывая руны, которые те пока еще помнили.

Почему руны так интересовали именно финнов? Потому что финны считали, что культура карелов и финнов практически идентична. При этом финны многие стороны своей культуры к 19 веку не сохранили, а у карел древняя культура не только сохранялась, но и была совершенно живой, встроенной в их быт.

Если вам интересна эта тема, то вот тут, у меня на сайте, можно почитать кое-что о том, как финны в Карелии свою национальную идентичность искали.

Интересно, что рунопевцами были мужчины, а сказителями зачастую - женщины.

Сказ это - не обязательно повествование на некую тему; это могло быть целое представление: «живая, подвижная деятельность, образуемая голосом, артикуляцией, интонацией», с присоединением жестов и мимики. Причем, сказ ведется не от своего лица.

Это «двуголосое» повествование от лица персонажа-рассказчика, построенное на «чужом слове», соотнесенном со словом авторским, с установкой на театрализованное воспроизведение устного, разговорного монолога героя-рассказчика, ориентированного на слушателя.

Также сказ, как я понимаю, отличается от рун тем, что сказ - не имел музыкального сопровождения.

Пример руны (Калевала):

"Я, бывало, слышал речи,
Слышал, как слагались песни.
По одной идут к нам ночи,
Дни идут поодиночке
Был один и Вяйнямёйнен,
Вековечный песнопевец
Девой выношен прекрасной,
Он от Ильматар родился".

Пример сказа (Кривополеновой):

"В солнце знаменье страшное,
В полночь звёзды хвостатые,
Пред зарями земля тряслась,
Шла Орда на святую Русь.
На Руси петухи поют,
Не спит Рязань полуночная,
По стенам не спят караульщики,
По угольным башням дозорщики…"

В наше время сказительниц и рунопевцев не осталось. Кто-то, может, пытается воссоздать те традиции, и петь руны, или слагать сказы, но очевидно, живая традиция уже прервана. И тем не менее, все это не архаика, а недавнее устное творчество, ушедшее от нас лишь в ХХ веке.

Источник

Картина дня

наверх