5 главных теорий о природе снов и их предназначении

 

Если вам когда-нибудь приходилось видеть сон, который невозможно выбросить из головы, то вы далеко не одиноки. Традиция толкования странных снов насчитывает порядка 4 000 лет. За это время человечество (в форме религии, философии, психологии, нейробиологии) много раз пыталось объяснить, что же такое сон и что наш мозг на самом деле делает в то время, когда мы спим.

Первым известным истории записанным сном был сон шумерского царя Думузи, который правил около 2500-х годов до нашей эры.

dreams_of_flight__speedpaint_tutorial_linked__by_yuumei-d9m2fac

«Орёл схватил овцу из загона, — повествует рукопись.

– Ястреб схватил сидевшего на плетне воробья… И, наконец, весь загон унёс ветер».

Царь был потрясён этим сном. Он рассказал его своей сестре, которая была, судя по всему, большим мастером толкования снов. Совет сестры сводился к следующему: грядут страшные времена и надо бы «подстелить соломку».

Если вам когда-нибудь приходилось видеть сон, который невозможно выбросить из головы, то вы далеко не одиноки. Традиция толкования странных снов насчитывает порядка 4 000 лет. За это время человечество (в форме религии, философии, психологии, нейробиологии) много раз пыталось объяснить, что же такое сон и что наш мозг на самом деле делает в то время, когда мы спим.

К настоящему времени существует пять ведущих теорий о снах и о их предназначении:

Сны – прагматичные пророчества

Королева Майя, мать Будды Шакьямуни видела во сне, как к ней подошёл белый слон и предсказал, что её сын станет Буддой. Было это около 500 года до нашей эры.

В Книге Бытия фараон видит сон о семи тощих коровах, поедающих семь тучных коров, и семи тонких колосьях, поглотивших семь крепких колосьев. Иосиф истолковывает этот сон и предрекает, что за семью урожайными годами последует семь лет голода. Предназначение этого сна очевидно – он даёт возможность людям подготовиться к тяжёлым временам.

Автор книги «Наука сна и истоки религии» Келли Балкели пишет: «Мы делаем это всё время наяву. Мы все наделены определённым даром предвидения: можем предвидеть, что зимой будет холодно, так что лучше сделать запасы загодя. Мы зависим от собственной способности предвидеть будущее в самых разных ситуациях. Мозг представляется мне работающей 24 часа в сутки системой, которая продолжает работу по прогнозированию будущего даже во сне».

Согласно Балкели, кратчайшее определение сна может звучать как «игра воображения», которая часто ориентирована на будущее. Никакой мистики.

Аристотель считал, что во сне, когда мы отделены от суеты реального мира, самые незаметные для бодрствующего человека впечатления могут выйти на первый план и дать ему намёк о том, что ждёт его в будущем. А поскольку мир полон потенциальных угроз, во время сна наш мозг визуализирует опасности, на которые мы не обратили должного внимания во время бодрствования.

Сны — руководство к действию

Жизнь великого скептика 17-века Рене Декарта изменилась после сна, который он увидел одним ноябрьским вечером. Во сне было море, и огромные волны бились о берег. И вдруг всё застыло. Волны, морская пена, облака словно замерзло… И можно было бродить вдоль этой замерзшей волны и видеть там замерзших рыб, неподвижные водоросли. И можно было все это рассматривать и изучать. Проснувшись, Декарт взял перо и нарисовал нечто подобное сетке из линий. Так была открыта система координат, которую в дальнейшем стали называть декартовой.

Зигмунд Фрейд написал своё «Толкование сновидений» под впечатлением собственного сна, который он увидел накануне похорон своего отца в октябре 1896. Во сне от оказался перед дверью лавки, над которой висела вывеска: «Тебя просят закрыть глаза».

Авраам Линкольн видел яркие сны, которые помогли ему принять важные решения во время войны. Кроме того, он увидел во сне похороны в Белом доме за несколько дней до своего убийства.

Сны – способ общения с нашим подсознанием

На рубеже 19 и 20 веков отец психоанализа Зигмунд Фрейд выдвинул теорию, что сны – это послания нашего подсознания. «Толкование снов – это самый лёгкий путь к пониманию подсознательной активности мозга», — писал он.

Предназначение снов, считал он, состоит в том, чтобы высвободить подавленные желания, а их суть предстаёт в виде образов-ассоциаций.

Великий психиатр Карл Юнг полагал, что сны – это часть нас самих, которая находится за пределами сознательного понимания. Они доносят до нас информацию при помощи универсальных, и тем не менее лично значимых символов. Так, например, если вы увидели во сне удаляющегося юношу или девушку, это может означать, что вы теряете какой-то шанс в жизни.

Сны – это хранилище информации

Особенно активно научное сообщество начало изучать сны в 1950-х годах, начиная с открытия того, что известно нам как фазы быстрого и медленного сна. Сегодня при помощи сканирования мозга исследователи умеют даже определять содержание снов, записывая и расшифровывая алгоритмы активности нашего серого вещества.

Исследователь снов доктор Балкели создал свою «Базу сновидений», в которую вошли порядка 20 000 снов волонтёров со всего мира. Он говорит, что люди редко остаются в своих снах одни, и чаще всего им снятся те, к кому они больше всего эмоционально привязаны. «Сны отражают эмоциональное беспокойство, касающееся наших взаимоотношений, — говорит он. – На самом деле сон – это ценный ресурс для анализа наших отношений с теми, о ком мы заботимся, и того, за что нам хочется бороться».

Сон – это мозаика из наших воспоминаний

На протяжении больше чем столетия учёные исследовали, как сон влияет на память, особенно на формирование долгосрочной памяти. И сейчас нейробиологи всё больше и больше убеждаются в том, что калейдоскоп картинок в наших снах представляет собой не что иное, как побочный продукт процесса создания воспоминаний. Когда разные нити нашей жизни сливаются воедино, результат кажется нам и знакомым, и чужим в одно и то же время.

«Часто это странный, составной образ, который кажется нам незнакомым», — писала исследователь Университета Манчестера Сью Льюлин в 2013 году. «Он нереален, поскольку одновременно составлен из нескольких совершенно разных воспоминаний».

Источник

Насаждение Православия в царской России

(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой:  "Велемудр" по адресу: http://welemudr.ru)

Ошибочно считается, что только благодаря православию  в нашем народе возникли все те хорошие и благородные качества, которыми русские удивляли весь мир, и что, оказывается, это именно оно много веков являлось «национальной идеей» России, скреплявшей народ нашей страны в единое целое, в связи с чем, в самодержавной России не было якобы никаких непримиримых конфликтов и противоречий, есть не более чем миф, не имеющий к реальной исторической действительности никакого отношения.

Факты наглядно доказывают верность выводов классиков марксизма, что в классовом обществе не бывает неклассовой идеологии и не классовых институтов.

Российская империя была именно таким обществом — государством феодальным, крепостническим, в котором существовали два основных класса: помещиков-крепостников (феодалов) и крепостных крестьян. И Православие и его орган управления — Русская православная церковь (РПЦ) всегда и во всем отражали волю господствующего в самодержавной России класса — помещиков и аристократов.

Причем, русский народ это хорошо понимал и относился к Православию и его служителям соответствующим образом — как к своим угнетателям и эксплуататорам, тем более, что они таковыми и были на деле, не хуже крепостников эксплуатируя, угнетая и обирая крестьян.

Российское же государство, которому сегодня поют осанну российский правящий класс буржуазии и его идеологи — буржуазные пропагандисты, изо всех сил поддерживало Русскую православную церковь, которая фактически являлась его институтом, подразделением, частью разветвленной и достаточно совершенно структуры угнетения. РПЦ и кормилось за счет российского государства, и награждалось им «за верную службу Царю и Отечеству» огромными земельными наделами с тысячами живущих на них крестьян, которые теперь должны были гнуть спину уже не на помещиков или «Самодержца Всея Руси», а на служителей церкви.

Всякое сопротивление гнету, как церковному, так и помещичьему, подавлялось в царской России со страшной жестокостью. Причем тяжелее всего, как и сейчас, был гнет духовный, который связывал трудовой народ по рукам и ногам, запутывая его сознание.

Религия — идеология, выгодная угнетателям, которую должны были исповедывать угнетенные массы, насаждалась и закреплялась в российском обществе всеми возможными способами. Тех, кто не желал уверовать добром, заставляли это делать силой.

Атеистическое мировосприятие в РИ считалось преступлением, за которое неминуемо следовало жестокое наказание.

Очень строго наказывались по законам Российской Империи даже незначительные проступки, касающиеся православной веры или соблюдения ее обрядов. Та самая пресловутая «духовность» прививалась  русскому народу штыками и тюрьмами.

Причем наказаниям подвергались все низшие классы российского общества, кроме правящего, а не только крестьянство.

Вот несколько выдержек из законов[1] «благословенной» Российской империи, которые «помогали» простому люду постоянно «совершенствоваться» духовно.

«За «небытие на исповеди» с разночинцев и посадских людей в первый раз взимать рубль, во второй раз – 2 руб., в третий раз – 3 руб.; с крестьян – соответственно 5, 10 и 15 коп.»

В то время (XIX — начало XX века) это очень большие деньги. Например, пушкарь получал в месяц 16 рублей, прислуга около 3-5 рублей. Российские крестьяне до начала 1900-х гг. денег вообще почти не видели, ибо сельское хозяйство России было по большей части натуральным, нетоварным, продукцию крестьянское хозяйство производило для собственного употребления, а не на продажу, не на рынок.

Отнюдь не случайно Лев Толстой вспоминал случай, когда в целой деревне крестьяне не смогли собрать и 1 рубля денег. Вот и представите себе каково было попасть под такой громадный штраф за одну только неявку на исповедь. Кстати, злостным  нарушителям за подобного рода преступления грозила каторга.

Вот так укреплялась в Российской империи нравственность и духовность.

Что интересно, в ежовых рукавицах держала верховная власть самодержавной России не только трудовой народ, но и самих священнослужителей. Отлично зная, что не все из них круглые подлецы и сволочи, и чисто по человечески могут и пожалеть крестьян или ремесленников, оно жестко наказывало тех из них, кто не донес царским властям о такого рода  преступлениях:

«За сокрытие «небытейщиков» священника наказывать на первый случай 5 руб., затем 10 и 15, а в четвертый раз – лишением сана и отсылкой в каторжные работы»

«Небытийщики» — это те, кого не было на исповеди, прогульщики, так сказать. Как вам нравится наказание каторжными работами священников за то, что пожалел неимущего, зная, что он за свой прогул просто неспособен уплатить положенный по законам РИ штраф?

Вот такая прививалась русскому обществу «нравственность» — донести, т.е. предать и продать своего ближнего. И ввел эту обязанность никто иной, как «царь-прогрессор» Петр 1, понабравшийся подобных мерзостей в европейских странах.

Именно с его указов пошла в самодержавной России позорная практика обязательного доносительства православными священниками информации, полученной на исповеди. Правда, священникам за этот позор  государство российское неплохо платило.

По тем же законам видно, что для дворян и других привилегированных сословий РИ ничего подобного не предусматривалось, и то же исповедывание было совсем не обязательным. Что лишний раз доказывает давно известный и доказанный факт: религия – это инструмент контроля и управления угнетенными массами.

Теперь поговорим о другой форме, которая позволяла народу российскому «сохранять веру в Иисуса Христа» — об уголовных статьях, которые применялись к верующим ненадлежащим образом.

Есть один прелюбопытный документ — Уложение наказаний уголовных и исправительных от 1845 года, вобравшее нормы со времен Петра I и действовавшего до 1905 года включительно.

После 1905 г. значительная часть статей его была отменена, но некоторые сохраняли свою актуальность даже при Временном правительстве, которое тоже считало церковь важным политическим инструментом и не собиралось с ней расставаться, понимая ее полезность новому господствующему классу буржуазии.

И только Советская власть, отделившая церковь от государства, наконец, окончательно избавила русский народ от всех статей данного Уложения.

Смотрим раздел «О преступлениях против веры».

Статья 182.  Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.

Умели тогда защищать чувства верующих! Куда там Пусси Риот! Радуйтесь, граждане современной России, что вам пока не приходится «хрустеть французской булкой». Но имейте в виду, что такими темпами мы именно к этому и придем. Так что мотайте себе на ус, пока не поздно…

Интересно, а что грозило тем, кто делал подобное «не публично»?

А вот что:

Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.

Тоже неслабо, прямо скажем. Причем «непубличное богохульство» можно, как вы сами понимаете, расценивать, как душе будет угодно. Например, таким преступлением может быть шепот в клозете. А что? Подходит в полной мере: и непублично, и богохульство.

А вот что грозило рискнувшим критиковать христианство:

Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.

Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.

Статья 188. Насмешки над Христианством, умышленно — заключение года, неумышленно — до 3 месяцев.

Статья 189. Изготовление, распространение предметов веры в непристойной форме — по умыслу — наказание согласно ст. 183; без умысла — заключение до 6 месяцев или арест до 3 недель.

По большому счету, пропаганда научного знания сама по себе есть критика религии, в том числе и вероучения, а значит, за распространение научных знаний вполне могли сослать в Сибирь.

Интересен также вопрос о свободе вероисповедания. Понятно, что не верить было запрещено. Но может быть  можно было самому выбирать, в кого верить?

Как бы не так! Вот что грозило человеку, который вдруг надумал перейти из Православия в другую веру:

Статья 190. Отвлечение от веры: ненасильственное — ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное — ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.

Статья 191. Отступление от веры — лишения прав на время отступления от веры.

Статья 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере — расторжение брака, ссылка в Сибирь.

Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.

Статья 196. Вероотступничество — запрет на контакты с детьми, до возвращения в веру.

Вот тебе и «веротерпимость» и «уважение чужих взглядов»! За все — одна Сибирь. А если сильно нарываетесь, то и клеймо на лоб поставят.

Но может быть хоть более-менее терпимо относились к разновидностям Христианства — к католицизму и лютеранству?

Как выясняется, не слишком. Правда, иностранцам разрешалось отправлять их культ, однако  пропаганда его в России была запрещена.

Статья 197. Не Православная проповедь — заключение в смирительном доме до 2 лет. За повторное нарушение — заключение до 6 лет. В третий раз — ссылка, заключение до 2 лет, телесные наказания, исправительные работы до 4 лет. Соблазнённые проповедями — заключаются в смирительном доме до года.

Заметьте, где именно впервые применяются психлечебницы в качестве наказания. Совсем не в СССР, как утверждают буржуазные пропагандисты, а как раз в царской России — «заключение в смирительном доме». А вот в советских законах ничего подобного не было, и быть не могло.

Не менее «весело» обстояло в царской России дело и с воспитанием детей. РПЦ строго бдила за тем, чтобы каждый рожденный в России человек попадал именно к ней:

Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.

Статья 220. Не привод детей в церковь — духовное и гражданское внушение.

Ну, «внушение», не так страшно. При условии, что вы не сектанты. Вот этим доставалось по полной, за всех сразу:

Статья 206. Раскольничество — ссылка.

Статья 207. Сектантство — ссылка.

Статья 210. Насильственное распространение ереси и раскола — каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение.

Только чуть засомневался в истинности того варианта православия, что вешает поп в местной церкви, — дуй на каторгу.

Не менее строго и по отношению к святыням – их оскорбление приравнивалось по степени тяжести к сектантству:

Статья 223. Оскорбление святынь — каторжные работы до 15 лет или пожизненные, телесные наказания, клеймение.

Но была и другая формулировка, с не в пример более легким наказанием:

Статья 226. Неуважение к святыне — заключение в смирительном доме до 3 лет или тюремное заключение до года.

Разобраться же где «оскорбление», а где «неуважение», могли, понятное дело, только сами священнослужители РПЦ (в зависимости от того, насколько им «позолотят ручку»).

Кстати, наказывалось ли как-то грубость или неуважение паствы к самим священнослужителям?

А как же!

Статья 227. Оскорбление священнослужителя — заключение в смирительном доме до года или тюремное заключение до 6 месяцев.

Статья 228. Неумышленное неуважение к святыне и оскорбление священнослужителя — арест до 3 месяцев.

Статья 229. Оскорбление Православного священнослужителя иноверцем — заключение в тюрьме до года, повторно — до 2 лет.

Н-да, не слабо. Видимо, распространители духовного опиума в Российской империи ценились на вес золота, раз их так оберегали.

Что мы видим из всего изложенного выше?

Что относились в Российской Империи к трудовому народу как к скоту. Собственно, высшее сословие — все эти помещики, и аристократы, так и воспринимали народ российский — как рабочую скотину, которая только и существует для того, чтобы работать, обеспечивая их безбедное существование.

У трудящихся масс царской России не было никаких прав и никакой возможности изменить свою жизнь — получить образование или повысить свой культурный или материальный уровень.

Их удел — родившись рабом, таковым оставаться на всю жизнь. И в первых рядах их духовных притеснителей шли священники РПЦ, верные хранители престола и привилегий господствующего класса помещиков и аристократов.

Использованные источники:

1. http://civil.consultant.ru/code/

2. http://kritix.ru/religion-and-atheism/221-pravoslavie-i-zakony-rossijskoj-imperii

Источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх