Правильно ли мы понимаем сказки? Символизм сказаний. Времена года и стихии

Правильно ли мы понимаем сказки? Символизм сказаний. Времена года и стихии

    Все мы в детстве любили сказки. Эти истории казались нам близкими и понятными, а их герои привлекательными. Даже среди взрослых найдутся те, кто отдаст предпочтение сказке. Так почему и за что мы их любим? Что за тайное очарование и мудрость скрыты в их повествовании?



    В русских сказаниях почти каждое слово несёт определённое значение. Нам и невдомёк, что речи героев, их поступки и задания, которые они выполняют по чьему-либо поручению, должны иногда восприниматься не буквально, а символично.

Порой даже «декорации» повествования – время года, лес или болото, обстановка избы – могут нести смысловую нагрузку.

    Вот, например, времена года символизировали творческий и созидательный путь: от молодости-весны, до глубокой старости-зимы. Они расскажут о душевном состоянии героя или о тех морально-нравственных изменениях, которые его ждут. Различные стихии олицетворяли деятельность и характер персонажа: лёгкий, как воздух или разрушительный, как огонь.

    Давайте рассмотрим символизм времён года.



    Осень. В это время с полей собирался урожай, устраивались богатые празденства – свадьбы, ярмарки и другие праздники. Поэтому для славян одним символом осени стало изобилие и богатство.

    Также в эту же пору улетают на юг птицы, деревья теряют листву, а некоторые звери ложатся в спячку. И осень стала олицетворять закат, угасание жизни – приближение старости и пожинание плодов предшествующей жизни.

    Но старость – это ещё и глубокие размышления о жизни. Это успокоение после работы и покой в душе. От этого Осень-старость подразумевала мудрость, глубокомыслие. Не зря избушку Бабы Яги художники часто изображают в осеннем лесу.



    Зима. Природа замирает, затихает и обволакивается белым, чистым снегом. День очень короток, а тёмная ночь морозна и длинна.

    Главные атрибуты зимнего времени – белый снег, холод и тьма – наводят на мысли о смерти природы. А с наступлением весны все в мире опять пробуждается. Поэтому зима стала олицетворять: смерть или сон, очищение от старого опыта и обновление. Недаром именно Морозко наделён правом губить нерадивого персонажа и давать новую жизнь положительному герою.



    Что олицетворяет весна, всем давно известно – пробуждение природы и души человека. Также она знаменует радость жизни, новые начинания, благоухание и цветение. Во многих сказках добро приходит с весной.



    Лето. Это время цветения жизни и тяжёлых трудов. В поле разгар работ, а в природе птицы и звери кормят своих детёнышей. Поэтому лето – символ солнца и жизни, символ моральной зрелости человека и расцвета его физических сил.

    Славяне выделили в природе 4 стихии: земля и воздух, огонь и вода.

    Стихия Земли мыслилась славянам сферой человеческих дел и творчества. Ведь всё, что нужно для работы и творчества (рабочие и музыкальные инструменты) невозможно создать без физических материалов.

    Земля была символом рождения и перерождения – она принимает тела животных и растений и трансформирует их в новую жизнь. Её называли Матерью, её любили и поклонялись ей (вспомните множество праздников, посвящённых ей, и обычай целовать землю). Находя различные драгоценные камни и металлы в земле, славяне верили в её способности одаривать трудолюбивых людей.

    Стихия Воздуха – это сфера души и мыслей человека. Как ветры приносят на землю дожди или ураганы, так и мысли то вдохновляют, то угнетают человека. Поэтому Воздух казался славянам пульсом и дыханием Земли, всей жизни на ней и наших душ. Воздух связывал Землю с божественным небом, и мог проносить людям вести, провидения, свежие мысли и вдохновения.



    Стихия Огня – символ направленности человеческой души в разрушительную или созидательную сторону. Также Огонь означал разрушение или очищение.

    К нему было особое отношение. Его сравнивали с Солнцем, его уважали, но одновременно и остерегались – ведь если не уследить за ним в очаге, может вспыхнуть пожар. Ещё более разрушительны лесные пожары или те, которые возникают от молний. Неуправляемый и всепожирающий характер такого огня стал символизировать буйную разрушительную силу. (Это относится и западным народам – их огнедышащие драконы несут лишь разрушение)

    Тем не менее, наши предки чаще изображали Огонь символом не разрушения, а созидания. Они видели в нём огромную животворящую силу. Огонь дарит тепло и свет, даёт золу, которой можно удобрить почву, он уничтожает болезни (раньше с холерой и чумой боролись только с помощью огня). Очаг был сердцем дома. Он и согревал, и готовил пищу, и уничтожал всякий сор…

    СтихияВоды, как и Воздуха, была сферой души человека, но она имела не вдохновляющий характер, а очищающий.

    Почему славяне сравнивали душу с водой? Человеческая душа отражает действительность, как и поверхность воды. Душа также переменчива, как текучая вода. Душа, как и вода, может быть тёмной и мутной, чистой и сверкающей.

    Стихию Воды славяне почитали особо. Ей приписывали способность хранить в памяти все события, оживлять и умерщвлять, очищать и нести божественную истину.

    Благодаря своему жизнелюбию и оптимизму, славяне видели мир вокруг себя полным жизни и сознания. Себя они мыслили маленькими частичками этого прекрасного мира, детьми своей Земли и всей природы

Источник

Какая же связь между Садко-гусляром и Буддой?

(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой:  "Велемудр" по адресу: http://welemudr.ru)

Отрывок из текста РШРЯ Сундакова Виталия Владимировича.

От слова «Гусь» происходит название древнего уникального русского музыкального инструмента – Гусли. Упоминание о Гуслях мы встречаем в старинных былинах, сказках и песнях. Слово «Гусель» или «Гусль» есть другое название Струны. Под звучащей Струной – Гуселью в этом случае имеется ввиду длинная и звучащая-гудящая Шея Гуся. То есть длинная шея Гуся и есть Струна-Гусель.

А Гусли — это множество таких Струн. Гусли есть деревянный музыкальный инструмент, сделанный в виде расправленного гусиного крыла, и с натянутыми на нём Струнами-Гуселями. По-другому, по-русски, Гусли называются Гудки. Шея Гуся – не только звонкая Струна-Гусель, но и громкая гудящая Труба – Гуда или Гудель. От Струн-Гуселей происходит название Гусли, а от Струн-Гуделей происходит название Гудки. Звук струн гусельных слегка напоминает хрипловатое, но звонкое гусиное «Га-Га». И в этом «Га», бывает, слышатся и тревога, и беспокойство, и радость…


Праздник встречи нового года в древности славяне праздновали на осеннее равноденствие, праздник был большим, радостным, с различными обрядовыми действиями и ритуалами. Обряжались славяне для празднования наступления нового года в гуся, лебедя и утку. Все обряжались в разных птиц (и мужчины и женщины и дети, конечно же), песни пел гусляр. Пел он песни и об уходящих временах и о временах наступающих, прибывающих, приходящих. И звали того легендарного гусляра — Садко-гусляр. И имя гусляра Садко есть сильное сокращение его исходного имени. В ведические времена Индии, их певец-гусляр звался — Сиддхартха, что есть сокращение от слов Синдх и Ардха или Сингх и Ардха. Словам Сингх и Аргха соответствует поэт, певец и артист. А если углубляться в образы, то Сингх и Аргха есть кот и собака. В древности считалось вообще, певцами были: человек, кот, собака и птица и… больше никто. Слову «Сингх» соответствуют русские слова «знать, звонко, звенеть, молитва, струна, гонг, горн, песня и хвала» и не русские слова «сингл, сонг, соната, гносио, гностик, гностицизм». И имя «Сиддхартха Гаутама» по-русски буквально «Садко-гусляр». Вот буквально. Гусли по-другому, по-русски, называются «гудки», а тот, кто на «гудках» играет, называется «гонжамец» или «гонжама». В веках слово «гонжамец» и «гонжама» упростились в слова «гаудамец» и «гаутама». Вот шея гуся не только звонкая струна-гусель, но и громкая гудящая труба «гуда, гужель, гжель или гудель». От струн гусели происходит название музыкального инструмента «гусли», а от струн «гудели» происходят названия «гуды» или «гудки». Вот гудит струна на гуслях-гудках и своим звоном-гулом соединяет времена прошедшие и времена будущие.


Струны на гудках Садко-гусляра дают переход от прошедшего года к году наступающему, будущему. Садко-гусляр своей игрой, своим пением, будоражил воображение своих слушателей славян. Он пел им века и славу. Правильнее слово «будоражил» будет «бурджераджил» или если это слово читать по-другому, попроще, то он их «буджаджил» или, после дальнейшего упрощения, «буддил» (через два «д») или еще проще — будил (через одну «д»). Слово «будить» является сильным сокращением исходной основы. Садко-гусляр будил, пробуждал своих слушателей. Полное имя Садко-гусляра есть «Садко-гусляр буджаджа». По-другому, полностью, его звать «Садко Гаудама Будджа». Да, друзья мои дорогие, да — всё именно так. У буддистов его имя — Сиддхартха Гаутама Будда. В восточных странах (в Индии, в Китае, в Японии и еще в ряде стран) Сиддхартха Гаутама считается именем человека, которого по-другому называют — Будда Шакьямуни, что дословно означает «Пробужденный мудрец из рода Шакья». Будда Шакьямуни есть великий духовный учитель, легендарный основатель буддизма (одной из трех мировых религий). А у славян Сиддхартха Гаутама Будда Шакьямуни еще известен под именем «Вещий Боян».

Монета Канишка. Любопытная находка, которую историки относят к Кушанскому царству. На одной стороне изображен мужчина (очень напоминает русского мужика), на другой стороне надпись Boddo — Будда, с изображением Будды.

Картина дня

))}
Loading...
наверх