Велемудр. Мир тесен.

22 719 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ино планетянка
    Фамильный Род-защ...
  • Сергей Назаров
    И еще посты - насколько я понимаю, их христиане принесли к нам. Что было до христианства я не знаю. Наверно лучше се...КАРМА СЕМЬИ: ЧТО ...
  • Сергей Назаров
    Я читал, что не совсем так устроено перевоплощение. Не обязательно муж и жена, "накосячившие" по отношению к друг дру...КАРМА СЕМЬИ: ЧТО ...

День Бога Купалы

https://grandgames.net/puzzle/source/ivana_kupala.jpg

(Аз есьм на сайте  "Велемудр" и в телеграм-канале  https://t.me/welemudr1)

Праздник Бога Купала был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине- Купало или Купайло. От Карпат до Сибири, от Черного моря до севера Руси в ночь с 6 на 7 июля по нынешнему календарю (или с 23 на 24 июня по старому стилю) все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник - Купала.

   Сдвиг в числах празднования  произошел тогда,  когда после революции в России (Луначарским и Лениным) был принят (современный) Григорианский календарь. Поэтому из-за отставания Юлианского календаря, от ныне принятого Григорианского, праздник в наше время празднуется с 6 на 7 июля. На этот праздник христиане, чтобы отвратить славян от родной культуры наложили празднование рождества Иоанна Предтечи (Крестителя). Он  до революции праздновался именно 24 июня (по Юлианскому календарю), а в современное время празднуется, в связи со сдвигом в календарях 7 июля (по Григорианскому календарю), а не в день летнего солнцестояния как пытаются сбить нас с толку некоторые (безграмотные)  деятели от современной культуры. Ведь с днем солнцестояния связан солнечный Бог Хорс ("Хоро" - большой круг-солнца, в отличии от Коляды, где "Кол" малый круг-солнце,  от этого и "хоровод" и "хоромы".

Именно эти два Бога и связаны с двумя Солнцестояниями). Ведь ни в одном источнике не говорится о связи Купала с солнцем. Так что же за силы олицетворяет этот Бог? Об этом говорится в "Велесовой книге".

В самом начале книги, Купало упоминается при перечислении 72 имен Богов в Триглавах воздействующих в течении кологода на человека и здесь он завершает  цикл летних Богов и после него вступают в действие уже осенние силы.  Далее предки призывают  славить  "Купало бога который правит мытьем и омовениями всякими", "И то надо вспомнить как отцы наши очищались от тягот своих мольбой и омовением, и мылись они мольбы творя о чистоте души своей и телес, как Сварог установил то омовение, и Купалич на то указывает ".  То есть Купало отвечает  за  очищение наших тел и душ и это подтверждается следующей фразой : "Купало грядет до нас и речет нам яко должны стать гордыми и чистыми телеса и души наши". Но  оказывается этот бог отвечает за очищение не только людей но и всего окружающего :«О Боги! Купало и Даждьбог! Дождите ибо быть на той земле беде. Разверзнитесь и очаги беды поглотите те». 

Но этот Бог не только очищает от бед, но и предупреждает людей о разных событиях через растения, которым он покровительствует: "И вот знамение то нам, что у Днепра расцвели лозы Зимой. И вот Купало покажет нам знамение о победе над врагами, и это нам надобно делать". А то что Купало Бог покровитель растений, говорит следующая фраза: " Купала придет в венце, который возложен на голову его, сплетенный из ветвей зеленых, и цветов, и плодов".

В подтверждении того, что это именно так, а не иначе мы приведем работы наших знаменитых этнографов М.Забылина  и И. Сахарова изданные в России  ещё до революции, когда эти празднования проходили воочию. И так:

М. Забылин  «Русский народ. Праздники, обычаи и обряды на Руси», 1880 год издания:

    «День Рождества св. Иоанна Предтечи, отмечаемый 24 июня (это по старому Юлианскому Календарю, а по новому, который был принят после революции Григорианскому 7 июля), составляет один из особенно торжественных праздников не только в славянском мире, но почти во всей Европе. ... Праздник этот в народе известен под названием Ивана Купалы…..

..Накануне сего праздника молодые люди обоего пола купаются в реках до захождения солнца; потом в сумерки раскладывают огонь на выгонах, на полянах, в садах и попарно, держась рука об руку, перепрыгивают через огонь. Если во время перепрыгивания руки  не разойдутся, это означает, что пара эта,  то есть парень и девушка, совокупятся браком… 

…На кануне дня святого Ионна Предтечи (или Ивана Купала) в Литве праздновался день Росы (скорее всего Богини Роси).  Он начинался накануне 24 июня (то есть 23 июня по старому стилю)…

..В Ивановскую ночь, по мнению народному, цветет для счастливцев папорот, папоротник (paproe), который известен во всей Белостокской области на Волыни…..

..Следующий день (24 июня по старому стилю и 7 июля по современному) назывался "святым", тогда собирались травы для врачевания скота, также для чарования и волшебства, что делалось и на Руси. Мифологи замечают, что праздник у славян, называемый Купалою, соединяет быт с молением рекам и источникам. Вероятно, и литовцы, которые святили свои воды текучие и стоячие, в этот день приносили им жертвы, бросая травы в воду. ….

Происхождение слова "Купала" имеет, по сказанию некоторых, различное значение: некоторые, как мы сказали, производят от глагола купать, ... или от "Купы" (объединение), какую представляет Купала с Купальницей, от кучи (по-польски "kipa") зажигаемого хвороста, от копания кореньев и плодов; наконец, в славянском Купале заметно сходство с индийским Купалом покаянником. ...

…Начало обычаев, основанных на самой природе и коренных идеях человечества, открывается в глубокой древности, где вода и огонь почитались за начало мира, главнейшими стихиями и символами очистительными. От этого верования, надо думать, получили свое начало купальские огни и омовения, все поверья, обряды и обычаи, которые наблюдаются в это празднество стихий….

… У Волохов (молдаван) и Итальянцев  этот праздник известен под именем Саботки (пишет Мартин писатель 16 века)…

…Ян Кахановский в изданных им в 1639г. «Песнях Свято Соботских» говорит: «когда солнце согревает реки, а соловей более не поет, суботка (Купальская свеча) как было встарь, запалена в черном лесе. Так нам передавали матери, сами также заняв (запалив огонь) от других, что бы на день Иоанна завсегда горела  суботка» …

..Гизель так говорит в своем Синопсисе печатаном в Киеве в 1679 году :  «Пятый идол Купало (видите не Иван Купало, а просто Бог Купало), его же Бога плодов земных быти мняху и ему прелестью бесовского омрачения благодарения и жертвы в начале жнов приношаху… и о нем  до селе по неким странам Российским ещё память держится наипаче  же в навечерие рождества Иоанна Крестителя…» и т.д.

И.П.САXАРОВ  «СКАЗАНИЯ РУССКОГО НАРОДА СОБРАННЫЕ И.П.САXАРОВЫМ.  НАРОДНЫЙ ДНЕВНИК  ПРАЗДНИКИ И ОБЫЧАИ» 
Издание А.С.СУВОРИНА  1835:

24 июня (это по старому стилю, а 7 июля по новому стилю) День Купалы. - Обряды.

Народное празднество, отправляемое на Руси в Ивановскую ночь, известно во всем славянском мире. Отличительные обряды этого празднества составляют: зажженные костры, песни, игры, перепрыгивание чрез огонь и крапивные кусты, купанье ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева марины и погружение его в воду, зарывание трав, поверье о полете ведьм (ведающих матерей) на Лысую гору. Купало и Купальские огни известны более в Великой России, Малоруссии и Белоруссии. …..
…Русское Ивановское празднество известно у чехов, сербов, моравов, карпато-россов, болгар и поляков. Там Ивановская ночь известна под именем Соботок. Самое величественное торжество этого дня совершается славянами в Силезии и чехами. Там ивановские огни горят на Карпатских горах, Судетах и Корнопошах на пространстве нескольких сот верст. Гулевой народ опоясывается перевязями из цветов, на головы надевают венки из трав, составляют хороводы, поют песни, старики добывают из деревьев живой огонь. После перепрыгивания чрез костры огней, купаются в росе. ...
Голембовскiй говорит, что польские поселяне, опоясанные чернобыльником, целую ночь прыгают около огней……. Ориер, путешествовавшей по Польше в 1635 г., говорит, что огни изжигались на площадях, около лесов и в разных окрестностях, в дома сносились цветы, травы. Ивановский огонь назывался тогда у них: kresz. Польский писатель Мартин свидетельствует об участии поляков XVI веке в этом торжестве: "с вечера Иванова дня женщины зажигали огни, плясали кругом их, пели песни, воздавая честь и мольбы демону. Сего языческого обычая доселе не оставляют в Польше, приносят жертвы из травы чернобыльника, зажигают костры огнем, полученным чрез трение дерева об дерево"...
  На Стоглавом соборе говорили: "против праздника Рождества великого Иоанна Предтечи, и в ночи на самый праздник, и в весь день и до нощи, мужи и жены и дети в домах и по улицам ходя и по водам глумы творят всякими играми, и всякими скомрашествы, и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою".   В указе 1721 года, 17 апреля сказано: " к тому-ж будто бы воспоминают мерзких идолов, в них же был некий идол Купало, ему же на Велик день приносили жертву оным купанием; о чем пространно зрится в Летописце Киевском"...     В Потребнике 1639 года находим: "нецыи пожар запалив предскажаху по древнему некоему обычаю"....

    В малорусских селениях ивановские огни соединяются с особенными обрядами, которых нет у великорусского народа. Здесь видим: крапивный куст, куклу, пированье около дерева марины; здесь слышим песни с именем Купало. В Харьковской губернии поселяне собираются в назначенное место и перепрыгивают чрез крапивный куст. В старину перепрыгивание бывало чрез зажженную солому с песнями купальскими. Другие срубают дерево марину, украшают его венком из цветов и относят его в отдаленное место. Здесь под деревом сажали куклу, изукрашенную разными уборами. Подле дерева ставили стол с горилкою и закусками.

Молодые, схватясь руками, ходили вокруг дерева и пели песни. По окончании игр, снимали дерево с песнями и относили к реке. Во время сего поезда пьют горилку и едят закуски. С приходом к реке начинали все купаться. Дерево марину потопляли в реке. В других местах куклу делали не более трех четвертей аршина, украшали цветочным венком и с ней перепрыгивали чрез огонь. ….

День Бога Купалы

В некоторых местах, когда приносили дерево и куклу к реке, то прежде снимали с себя венки, которые или прямо бросали в воду, или надевали на куклу. Другие тайно уносили с собой венки и вешали их в сенях, для предохранения от бед и напастей. ….

     Вот такие  известия, сохранились в наших письменных памятниках о обычаях и времени празднования Дня Бога Купалы. Поэтому кто имеет разум не верьте нынешним новоделам, а  сами сочтите день празднования Купалы, переведя  сроки старого календаря на новый или поступите ещё проще- поинтересуйтесь когда по новому календарю отмечается праздник Иоанна Крестителя.

Летний праздник - Бога  Купала,

Много задора , веселья, запала.

Трио единства очистить всем надо,

Тело, Дух,  Душу - здоровье в награду.

 

В праздник Купало чародейства все ждут,

Женщины Рода венки там  плетут.

Травы сбирают, да веник с берёзы,

Огни зажигают,  чтоб  сбылись все грезы.

 

Сбор богородской лечебной травы,

Всем для хозяйства пора припасти.

Чабер, тимьян,чистотел и полынь -

При примененьи -болезнь нас покинь!

 

В вечер костры разжигали общиной,

Жертвы безкровны кидали в огнину.

Плотик творили, венком украшая,

Свечку зажённую в центр размещая.

 

Прежде желанье огню передали,

Плотик на воду девчины пускали.

Ближе к Богам отправляйся желанье,

С милым исполни быстрее свиданье.

 

Душу огнём во прыжках очищали,

Дух - на углях босиком укрепляли.

Эти обряды на счастье и радость,

С тела, с души так счищается гадость!

Поздравляю Всех с наступающим днем Бога Купалы!!!

Картина дня

наверх