На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 814 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Березин
    История умирает в месте с языком. А русский язык исковеркан до не узнаваемости. А началось при Петре. Не нужна была г...МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ...
  • Малик Гумеров
    ✩✩✩✩✩   История - оружие мощнее термоядерной бомбы .... !           И сегодня тоже , в рамках навязанной лживой  исто...МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ...
  • Алексей
    Некорректно писать об Язычниках и ссылаться на Ветхий завет тем паче, что в начале было не слово, а мысль.Язычник

Почему любимый герой малороского фольклора носит имя Мамай

(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой:  "Велемудр" по адресу: http://welemudr.ru)

Идеальный казак

В 18 веке у малороссов были очень популярны картинки, изображавшие казака Мамая. Неизменными чертами его образа были: сытое ухоженное лицо с длинными усами, аккуратный чуб, богатая одежда, бандура или кобза в руке, люлька (трубка) в зубах. Временами добавлялись другие детали: красивый конь, бутылка горилки и наполненный бокал, а иногда – товарищи Мамая, вешающие и мучающие каких-то врагов.

Казак Мамай. Народная картина. XIX в. Идеализированный образ казака и своеобразный духовный символ на Украине

Казак Мамай. Народная картина. XIX в. Идеализированный образ казака и своеобразный духовный символ в Малороссии

 

Подписи под картинками отражали полное довольство казака: «Я козак Мамай, ти мене не замай!» или «Сиде козак, на кобзе играе, що ни побажае, то усе вiн мае». Одна из самых длинных была заключена в четверостишье:

«Не завидую нiкому – нi панам, анi царю.

Богу своему святому я за всё благодарю!

Хотя титлом i не славен, та жизнь весело веду,

У дiлах своiх iсправен, я вовiк не пропаду!»

Ясно, что это некий идеализированный образ малороского казака, символизировавший «золотой век» казачества. Но почему он носил такое имя?

Киев, площадь Независимости Памятник казаку Мамаю. 2003

Киев, площадь Независимости Памятник казаку Мамаю. 2003

Оказывается, период зарождения малоросского казачества действительно был связан с потомками того самого князя Русколани Мамая, с которым Дмитрий Донской сразился на Куликовом поле! И это был самый счастливый период в истории малоросских казаков.

Государство потомков Мамая – князей Глинских

После того, как князь Мамай увел своих людей с Куликова поля, он был вторично и уже окончательно разбит – во второй битве на Калке – ханом Тохтамышем и  пропал где то в Крыму. Но у него остались потомки.

По семейному преданию князей Глинских, сын Мамая Мансур Киятович (Мамай вел свою родословную от князя Кия)  пошёл в Литву со своими казаками искать убежища у князя Витовта. А его сын Олекса крестившись, принял имя Александр (Олекса) и получил во владение большую территорию, включавшую нынешние Полтавщину, Сумщину, Белгородчину и часть соседних регионов.

Мансур Киятович Мамай привёл с собой с Русколани (это территория Дона, Кубани, Ставрополья) немало своих казаков, но он также активно привлекал на свою землю и других славянских переселенцев, обеспечивая им льготы и защиту от кочевников. Его сын Олекса Мамай заложил или возобновил несколько городов в своей земле. По одному из них – Глинску – его потомки и получили имя князей Глинских. Но они очень долго носили и родовую фамилию Мамай.

И вот это время – 15 век – стало временем оседания большого числа славянских поселенцев в княжестве Мамаевичей-Глинских. Тогда они ещё не платили податей, земли для поселения было много, каждый был сам себе хозяином, каждый был вооружён и обязан Мамаям, прежде всего, военной службой – самым благородным занятием. Это время и осталось в памяти малороского народа как золотой век всеобщего благополучия, связанный с именем Мамая. Постепенно славянские поселенцы, казаки и другие здешние народы смешались, создав основу малороского казачества.

В начале 16 века три брата Глинских повздорили с литовско-польским королём Сигизмундом I и переметнулись на сторону Москвы. Свои обширные владения в Малороссии  они не сохранили. Золотой век казачества закончился. Но зато дочь одного из братьев Глинских, Елена Васильевна, вышла замуж за великого князя московского Василия III и стала матерью царя Ивана Грозного. Наш самый знаменитый царь, таким образом, потомок Русколанского князя Мамая по материнской линии.

Кадр из фильма "Царь"

Кадр из фильма "Царь"

А последним Глинским, кто подписывался фамилией Мамай, был старший из трёх братьев-перебежчиков – Иван Львович, дядя Ивана Грозного. Он умер в 1522 году.

Источник

Картина дня

наверх