На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 817 подписчиков

Свежие комментарии

  • Boleslav Buljanowskij
    Просто когда утверждают про иго, я говорю так - Посмотрите на себя и своих соседей. 100 000 армия татаро - монгол это...О происхождении р...
  • Омар Бакер
    Не стоить забывать что Еврасия дом родной Арианам вайджеСвастика – особый...
  • Омар Бакер
    Взять тех же казахов они тоже потомки скифов у многих обнаруживаться ДНК Ra1 конечно монголы подпортили генефонд мног...Свастика – особый...

«Свои поганые»: почему на Руси так называли предков казаков

Историки и этнографы, исследовавшие происхождение казаков, предложили научному сообществу несколько различных теорий, но данный вопрос по-прежнему остается спорным, не выясненным до конца. Если говорить о жителях донских и кубанских степей, отдельно от их запорожских, терских и других собратьев, то сами себя они считают потомками так называемых черных клобуков. Интересно, что русские еще в домонгольский период называли этих людей «свои поганые».
 

Кого на Руси называли «погаными»
В большинстве случаев, христианские  летописцы использовали прилагательное «поганый»  к  приверженцам старой (родной) ведической веры отцов. По другому их ещё называли Идолопоклонниками
.   Само слово  «Поганые» образовалось от  греческого «пагани», имеющего значение  «деревенщина» ("не новомодный", "старье"), а с течением времени приобрело негативный смысл – «необразованный дикарь» и «язычник».

Для византийских авторов, исповедовавших христианство, староверы-идолопоклонники были олицетворением невежества, представителями чуждого для них мировоззрения. Когда русские переняли это слово из трудов религиозных деятелей, оно уже являлось отрицательной характеристикой человека, придерживавшегося старой ведической (языческой) веры. Таких людей летописцы именовали «погаными».

Но, поскольку «поганых» было достаточно много, летописцам понадобилось как-то разграничить их, чтобы не запутать читателя. Отражая вопросы международной политики, русские стали уточнять, о каких именно иноверцах идет речь: своих или чужих. А своими, по мнению большинства историков и этнографов, русские изначально считали черных клобуков, с которыми соседствовали с древних времен.


Кто такие черные клобуки

Наиболее подробное описание «своих поганых» содержится в книге доктора исторических наук Светланы Плетнёвой «Половцы» (Москва, 1990 г.). По мнению автора, черные клобуки являлись союзом нескольких  племен, которые входили  в  южную державу Русколань.  Основу союза черных клобуков составляли торки, печенеги, кияты, берендеи, бродники и другие.

По сути, в домонгольский период черные клобуки выполняли ту же функцию, что и впоследствии казаки. Многие исследователи отмечают, что социальная иерархия черных клобуков практически полностью совпадала с военной, а сама структура общественного устройства была милитаризированной. Мужчины либо готовились к сражениям и длительным походам, либо воевали, мальчики с детства воспитывались как воины, а на плечах женщин фактически держалось все домашнее хозяйство.

Несмотря на тесные экономические и культурные связи Русколани с Киевской Русью, активную торговлю и стратегическое партнерство, многие черные клобуки оставались приверженцами  старой ведической (языческой) веры. Об этом свидетельствуют многочисленные погребения, изученные археологами.


Как они стали казаками

Потомственный донской казак Георгий Губарев (1894-1994 гг.), эмигрировавший из России в 1920 году сначала в Польшу, а затем в Америку, посвятил большую часть жизни исследованию истории своего народа, написал несколько монографий, посвященных этой теме. Он составил «Казачий словарь-справочник» в трех томах, который публиковался в США с 1966 по 1970 годы.

Описывая черных клобуков, Г. В. Губарев отметил, что их этноним – просто прозвище, которое дали русские своим соседям, носившим черные войлочные шапки.

«С развитием же русской научной мысли, составители летописных сводов не удовлетворились таким примитивным прозвищем и обратили внимание, что эти народы, как выходцы из страны Черкасии ("Черная Касакия", так в некоторых источниках называлась Русколань), должны называться общим именем Черкасов. Поэтому в Московском летописном своде XV века под годом 1152 поясняется: «Все Черные Клобуки еже зовутся Черкасы». Несколько позднее такое же пояснение помещено и в Воскресенской летописи», – резюмирует составитель словаря-справочника.

Этих самых черкасов Г. В. Губарев считает предками донских и старых кубанских казаков. На вопрос, как они превратились в современных жителей Дона, исследователь ответил в другом своем сочинении, которое называется «Книга о казаках. Материалы по истории казачьей древности» (Париж, 1957 год издания).

«Черкасы, обосновавшись оседло на границах лесного пояса, приобретали соседями с одной стороны довольно дружественных Славян, а с другой – враждебных Половцев (Готов). Отсюда выросло притяжение к миру славянскому и отталкивание от половецкой степи. В таких условиях и развился окончательный и общий казачий тип. Славянская сущность выразилась у Черных Клобуков в равнении на язык Руси, в засильи славянских оборотов речи и грамматических форм, в то время как внешность, общественный строй и обычаи сохраняли прежнее казачье своеобразие, развившееся за много веков предшествовавшей жизни», – написал Г. В. Губарев.

С. А. Плетнёва и ряд других специалистов также считают, что этногенез казаков происходил в результате возрастающих год за годом связей черных клобуков (черкасов) с населением русских приграничных территорий.

 

Донские казаки о своих предках

Еще одно подтверждение выводам исследователей можно найти в книге «История или повествование о Донских казаках» (Москва, 1846 г.), автором которой является военный инженер, генерал Александр Ригельман (1714-1789 гг.). Он не только отобразил быт и нравы жителей донских степей, куда был направлен по служебным делам, но и записал народные предания, в том числе связанные с происхождением казаков.

Если запорожцы говорили генералу, что ведут свой род от казар (хазар), то среди донцов бытует иное мнение.

«Мнят будто бы они от некоих вольных людей, а более от Черкес и горских народов взялися и для того считают себя природою не от московских людей и думают заподлинно только обрусевши живучи при России, а не русскими людьми быть. И по такому их воображению никогда себя Московитами не именуют, ниже любят, кто их Москалем назовет и отвечают на то, что «я де не Москаль, но русский ..», – отметил А.И. Ригельман.

То есть, предками отдельных казачьих родов могли быть представители разных племен, поэтому их общее происхождение так трудно выяснить ученым. А жители донских степей сами ведут свой род от черкасов (черкесов, черных клобуков), которых когда-то русские летописцы называли «свои поганые».

Источник

Картина дня

наверх