Почти у каждого домашнего животного существует его "дикий" аналог. Например, домашнему Быку соответствует Тур — дикий обитатель лесов. Это мощное животное тоже посвящается Перуну. Рога тура считались наделенными особой силой, поэтому из них делали различные сосуды, использующиеся в ритуалах. Обрядовую посуду богато украшали сакральными символами, направление которых различалось в зависимости от ритуала: это могли быть знаки времен года, солнца, которое умирало на закате и возрождалось на рассвете, и даже целые резные сказания, с сюжетом, повествующим о битвах богатырей с чудищами и их славных победах.
Даже обычные сосуды из дерева или металла могли выглядеть, как рога тура. Славяне верили, что из таких же с небес льется на землю дождь. Эти "рога" использовали на серьёзных торжествах — свадьба, похороны и тому подобное.
Заяц, куница
Эти животные обладали сходными чертами, только зайцу доставалась мужская, фаллическая роль, символом которой был растущий месяц, а кунице (или ласке) — женская.Поверья воплощались в знахарских снадобьях: для одного из них, врачующего от бесплодия, требовалась заячья кровь. А толкователи снов утверждали, что коли во сне замужняя женщина словит зайца, то непременно родит в скором времени сына.
Как Бык связан с Туром, так Зайца можно в чем-то соотнести с Кошкой. Косой спит чутко, вполглаза, быстро засыпает и просыпается, а потому славяне верили, что он может и нагнать, и прогнать сон. Отсюда присутствие "зайки серого" в некоторых колыбельных.
Как и Кошка, Заяц во многом считался существом нечистым, любимым нежитью. И домашние, и лесные духи любили оборачиваться в быстроногое создание; со скоростью зайца связана достаточно негативная примета: если косой бежит вдоль человеческого дома, то жди пожара.
Волк
Благодаря широкому ареалу распространения этого животного, образ волка прочно засел во многих мифологиях мира, в том числе и у славян. Его домашний двойник — собака. Поверья, связанные с ним, переплелись в единое целое. Так, волк у христиан связан с нечистью: соревнуясь с Богом, чёрт вылепил волка из глины. Отсюда и запрет на употребление волчьего мяса в пищу: можно стать оборотнем; обычно колдуны перекидывались именно в это животное. Так образовалось и название "волкодлак" — "волчья шкура". Волку принадлежит символ "чужак, чужой" — никогда он не сможет жить среди людей, да и вообще чужд человеческому миру, принадлежа больше Нави, чем живым существам. Считается псом лешего: хозяин леса прикармливает волчьи стаи, и сам часто является людям в обличье белоснежного огромного зверя.Христиане отгоняли от деревни волков, звоня в колокола. "Срабатывало" против стаи и распятие (если честно, вяло себе это представляю). А в некоторых славянских племенах до прихода христианства волка считали посредником между мирами, который мог напрямую общаться даже с высшими богами. Поэтому скотина, которую утащил волк, считалась данью какому-нибудь богу и означала скорую удачу.
У волков был даже свой покровитель среди христианских святых — Георгий, он же Егорий. Являясь пастырем волчьих стай, или пастухом, Георгий распределяет добычу и место для жизни, а также решает внутренние конфликты в стае. У Алексея Толстого есть интересное стихотворение (выдержка):
<...> Крадется ночью
Стая бирючья,-
Серые клочья,
Лапы что крючья.
Сядут в бурьяне,
Хмуро завоют;
Землю в кургане
Лапами роют.
Пастырь Егорий
Спит под землею.
Горькое горе,
Время ночное…
Встал он из ямы,
Бурый, лохматый,
Двинул плечами
Ржавые латы.
Прянул на зверя…
Дикая стая,
Пастырю веря,
Мчит, завывая…
Являясь помимо прочего покровителем и хранителем домашних животных, Георгий не разрешает волкам резать все стадо при охоте, и отводит для нее определенное животное.
Примечательно то, что славяне старались не говорить слово "волк", называя лешего пса "серым", "бирюком" или "лохматым". Это связано с поверьем, по которому кликание волка по имени может призвать его в село. От деревень волка отгоняли заговорами, текст которых содержал обращение к лешему и просьбу к лесному хозяину: дескать, расшалились твои собаки, уйми, не губи честной люд. Каждый такой заговор сопровождался пантомимой, имитирующей сжатие волчьих челюстей.
В качестве оберега использовали любую часть волка, которую удавалось добыть. Это хранило владельца от несчастий и тяжёлых болезней. Количество волков в округе само по себе служило приметой: если стая большая, то это сулило столь же большие беды, вплоть до голода, мора и войны. Особенно грозила последняя — волки всегда были ее спутниками, и часто сопровождали богов — покровителей воинов. Хороший пример — скандинавский бог Один, спутниками которого были два лютых зверя.
Медведь
Благодаря многим медвежьим повадкам, и умению стоять на задних лапах, славяне считали, что происхождение человека и медведя тесно связаны. После крещения на Руси стали считать, что это Бог обернул человека зверем за смертный грех. В связи с этим появилось и табу на употребление в пищу медвежатины, которое было достаточно распространено среди славянских племён.Несмотря на связь медведя с лесными духами, он считался справедливым зверем, и его нападения на скотину или человека расценивались как наказание за проступки — выражение воли богов.
Как ни странно, считался медведь и хранителем скота, покровителем большого урожая и плодовитости женщин. Последнее, скорее всего, исходит из отношения медведицы к своим детёнышам: она оберегает их почти до полной самостоятельности во взрослой жизни. В отдельных племенах знахари использовали медвежий жир для отворота мужа от других женщин, а имя зверя — в заговорах на исцеление бесплодия. Почти на каждом празднике были ряженые в зверя персонажи: считалось, что это сулило большую удачу и в достатке, и в здоровье, и в любви.
Как и в случае с волком, имя медведя не называли. Вместо этого славяне упоминали его в разговоре как "хозяина", "барина", "Михайла Потапыча". Существовали определённые дни в году, когда бурого хозяина лесов задабривали специально сваренной для такого случая кукурузой и хлебом. В это время не ходили в лес и не мучили скот упряжью. Это помогало оградиться от медвежьих проделок на весь год.
Медведя считали умным животным, поэтому любой оберег, содержащий клык или пучок шерсти, или ещё какую "часть", приносил не только удачу, но и добавлял мудрости.
Лиса
Самый популярный персонаж русского фольклора. Хитрая и изворотливая плутовка, благодаря своей сноровке способная обвести вокруг лапы более сильных волка и медведя. Отсюда и её обережный смысл. Во многих сказаниях хитроумный, обладающий острым и цепким умом лис изображал крестьянина, проделки и ловкость которого приносили ему богатство и процветание.Гады
Прыгающая, ползающая живность вроде змей, ящериц и лягушек (насекомые тоже относятся к этой категории) всегда считалась нечистой — и до прихода христианства тоже.Змей считали мудрыми, но злопамятными и мстительными созданиями, способными поквитаться с обидчиком даже через длительное время. Но убивать змей без необходимости было строго запрещено. Единственные, кто регулярно нарушал это табу — знахари, восполняющие запасы для изготовления приворотных зелий. Сушеных змей и ящериц особо ценили колдуны, наводящие с их помощью порчу.
У южных славян до сих пор сохранились легенды о змеином племени, во главе которого стоит царь Полоз. Они схожи с людьми во всем, кроме внешности: любят и ненавидят, справляют свадьбы и развязывают войны.
Верили, что в змей оборачивается дух, влюбленный в человека; так же поступали духи, повелевающие непогодой.
Насекомые, кроме божьей коровки и пчелы, считались Навьим порождением. Но иногда в мух, светлячков, и особенно бабочек, вселялись души усопших предков, поэтому убивать их было запрещено. То же относилось к паукам — прихлопнув этого покровителя дома, можно отвернуть от себя Сречу, богиню удачи.
Помощниками и покровителями человека считают сверчков и муравьев; последние были символом уюта в доме. С их помощью выясняли "удачливость" места для нового сруба — на землю ставили перевернутую вверх дном миску: если за ночь под неё наползет какое-то количество муравьев, то место хорошее.
Отдельно от остальных по значимости стоит бабочка. Невесомое воздушное создание тоже причислялось к Нави, но в отличие от остальных, было более "светлым" -— в бабочку оборачивалась чистая душа. Вместе с тем именно бабочка была предвестником скорой гибели.
Ночных бабочек и мотыльков не любили: в них превращались по ночам колдуны; они служили ведьмам и разносили кошмары, обеспечивая бессонницу.
Свежие комментарии