Сказка исцеляет

«В некотором царстве, в некотором государстве…» — помните, как в детстве, по вечерам, с этих слов начиналось наше путешествие в сказочный мир. И мы, забравшись с ногами на диван, прильнув к маме или бабушке, почти не дыша, чтобы ничего не пропустить, слушали…

И вместе с Гердой пытались растопить ледяное сердце Кая; вместе с Золушкой мечтали поехать на бал и с нетерпением ждали появления Крестной; вместе с героиней сказки «Аленький цветочек» старались полюбить чудище косматое и страшное.

А понравившуюся сказку просили рассказать еще и еще раз.

Сегодня многие родители не читают своим детям сказок — и времени не хватает, и жизнь сейчас такая, что не до волшебства, научить бы ребенка выживать в этом сложном мире. И если спросить современных детей, какая у них любимая сказка, большинство промолчат, а вместо имени любимого сказочного героя назовут персонажа компьютерной игры…

А между тем, родившись в незапамятные времена, раньше многих других жанров устной и письменной литературы, вобрав в себя всю народную мудрость и мечту о гармоничной, созидательной жизни, сказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого. Благодаря ей ребенок узнает, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений; что в любой миг мир может заговорить, потому что он — живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчетливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и мир вокруг.

Поэтому дети иногда несколько недель подряд слушают одну и ту же сказку, не разрешая изменить в ней или пропустить хотя бы слово. (Жаль, что взрослые, уставая повторять, отмахиваются от таких просьб.) Значит, именно эта сказка и именно сейчас помогает ребенку понять что-то для него важное, усвоить необходимые модели поведения, решить очередную жизненную задачу. Потом он оставляет эту сказку, как ступеньку, и идет дальше.

Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Неслучайно, наверное, несколько лет назад возродился самый древний в человеческой истории метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике — сказкотерапия. Это слово у одних вызывает улыбку, у других удивление. Одни считают ее вспомогательным средством в работе психологов, другие воспринимают как наивную систему и только, но, узнав поближе, открывают для себя безграничные возможности сказкотерапии, лечения души сказками.

Дело в том, что яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное человека, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов.

Но ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. (Но даже и простое слушание хорошо — оно дает хоть какую-то защиту и опору в жизни.) Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Так малыш учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты. «Важно ли это для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких „серьезных” вещах? — размышляет один из авторов метода. — Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия взрослого человека, одержимого иллюзией собственной безнаказанности, отрицающего „сказочные” законы взаимодействия с Миром. Может быть, сказки — это и „пустяки” и „несерьезность”, однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно, только когда человек возвращается к своему изначальному, „сказочному” восприятию мира».

До XVII-XVIII веков волшебные сказки и истории рассказывали не только детям, но и взрослым — зимой это было едва ли не основное развлечение для жителей деревень. Тогда к сказкам относились серьезно и трепетно. Слушание сказок было духовной потребностью.

Мудрость, родившаяся в далекие-далекие времена, не потеряла актуальности и по сей день. Современные взрослые, обремененные условностями, стереотипами логического мышления и «разумного» стиля жизни, не меньше, чем дети, нуждаются в сказках. Сказка снимает весь этот налет, и оказывается, что в душе взрослого человека тоже живет ребенок — открытый, искренний, удивляющийся.Только спрятался он за высокие горы, за далекие моря, укрылся за семью дверями,за семью замками.

Может быть, пришла пора дать ему проявиться? Освободить творческое начало и посмотреть на мир по-новому? Неважно, сколько нам лет, потому что мы, как дети, тоже ждем чуда. Мы верим, что кто-то мудрый подскажет, как научиться преодолевать трудности и разрешать конфликты; как стать счастливым, нужным, найти верных друзей и помощников. А ответ, как и тысячу лет назад, может дать сказка.

Источник

В качестве примера:

Сказка «Двенадцать месяцев»: Предание о силе русской души

Фильм “Двенадцать месяцев”, как и все лучшие народные сказки, несёт в себе важные нравственные идеи, ведёт зрителя в мир добрых, подлинно человеческих отношений, где нет места злобе, предательству, где сама природа дружит с честными и готовыми на самопожертвование героями. Сказка тесно связана с фольклором, и пронизана глубоким смыслом, который умело скрыт в её втором смысловым ряде.

Два ролика: видеообзор и сама сказка:

Каждый герой наделён своим собственным внутренним миром, которому предстоит раскрыться в полной мере. Однако во всём фильме мы не услышим никаких имён, персонажи здесь носят собирательный характер и олицетворяют собой нечто большее, чем может показаться на первый взгляд.Волшебное и реальное, фантастическое и обыкновенное переплетаются в этих образах, делая их очень яркими и запоминающимися.

Раскрытие образов второго смыслового ряда

Падчерица

В лучших народных традициях показан образ главной героини фильма – Падчерицы. Здесь, как и всегда в народных сказках, главный герой – человек добрый, смелый, честный, трудолюбивый и поэтому сильный.

Образ истинно народный, поэтичный, воплощающий мечту народа о справедливости и счастье.

У Падчерицы особое отношение к природе. С первых минут фильма мы видим, как она может понимать язык зверей. Казалось бы, обычный элемент сказочного повествования, но в то же время автор подчёркиваетеё духовную связь с природой.

skazka dvenadcat mesyacev 1 Сказка «Двенадцать месяцев»: Предание о силе русской души

Несмотря на сильный мороз, она любуется красотой зимнего леса.

Природой отчасти в сказке выступают и Братья-месяцы. При первой встрече с падчерицей они делятся своим мнением о ней между собой. Ценят её добрую душу и заботу о природе, они чувствуют её любовь ко всему окружающему.

Её сердце наполняется благоговением к природе, девушка искренне радуется чуду и наслаждается им, когда собирает подснежники. Недаром в трудную минуту ей на выручку приходит сама природа.

К Братьям-месяцам Падчерица проявляет огромное уважение, ещё даже не зная, кого она повстречала. Этот персонаж является символом доброго человека, живущего по совести и в ладу с природой, уважающего других и готового на самопожертвование. Явно положительный герой, которому хочется сопереживать на протяжении всего фильма. Эталон нравственных качеств.

Мачеха и её Дочь

При изображении отрицательных героев вступает в силу сатира. Мачеха и её Дочь выступают в фильме носителями зла, бесчеловечности – явная противоположность Падчерице. Жадность, стремление поживиться за чужой счет, лицемерие, подлость – эти их качества и делает автор предметом сатирического изображения. Он сознательно усиливает эти черты характера, доводит до абсурда, вызывая тем самым у  зрителя неприязнь к этим героям.

Отрицательные герои готовы на всё, думая лишь о своём собственном благополучии. Они не упускают случая соврать или побраниться. А если ложь всё-таки всплывает, то стараются всеми силами переложить вину друг на друга.

skazka dvenadcat mesyacev 2 Сказка «Двенадцать месяцев»: Предание о силе русской души

У таких людей отсутствует нравственная составляющая, совесть. Их мир зиждется на материальных благах, и только в этом они видят счастье.Падчерице напротив – чужды меркантильные интересы.

На протяжении всего фильма с Мачехой и её Дочкой бок о бок следуют жадность и зависть к добрым людям. Они готовы пойти на самые бесчеловечные деяния, чтобы унизить, оболгать и погубить честного человека. Как правило, действуют исподтишка и не чураются предательства.

Солдат

В начале фильма мы знакомимся с одним из важнейших персонажей – Солдатом. Этот образ также является собирательным и представляет в сказке символ русского народа.

Автор, благодаря введению в сказку таких персонажей как Падчерица, Солдат и Мачеха с Дочкой, демонстрирует нам социальную составляющую нашего общества. Мачеха с Дочкой – низшая прослойка общества, безнравственная, подлая и бесчеловечная, 5% самых непорядочных людей согласно закону нормального распределения. Падчерица – символ высоконравственных, сильных, смелых, добрых людей в народе. Солдат – символизирует народ в целом.

skazka dvenadcat mesyacev 3 Сказка «Двенадцать месяцев»: Предание о силе русской души

В фильме чётко прослеживается мысль о том, что русский народ всячески поддерживает таких добрых, положительных людей, которых олицетворяет Падчерица. Народ отзывчив и готов на самопожертвование, как и Падчерица. В первую очередь он действует по совести и разумению, по нравственным законам. Даже под угрозой смерти, несмотря на приказы вышестоящего руководства, русский народ думает не о себе, а о благополучии других. Фактически Падчерица и Солдат символизируют одно целое, единое – настоящую русскую душу, русский дух, дух народный.

Солдат (народ) скромный и великодушный. Когда выпадает возможность загадать желание, он хочет всего лишь погреться у костра. И это своё желание он разделит на всех своих спутников, пригласив погреться к костру Королеву и её Учителя.

Королева

В том же сатирическом ключе, что и Мачеха с Дочкой, даются образы Королевы и её придворных. Не безобидна капризная, взбалмошная Королева. Она привыкла распоряжаться судьбами людей, командовать, повелевать.

В фильме хорошо просматривается вся сложность этого характера: в ней уживаются ум и способность разбираться в людях, проявляя при этом злобу, сарказм, бесчеловечность по отношению к ним.

Отсутствие родителей у Королевы символизирует отсутствие воспитания, и как следствие – нравственного корня. Её поведение бестактно, отсутствуют хорошие манеры.

skazka dvenadcat mesyacev 4 Сказка «Двенадцать месяцев»: Предание о силе русской души

Народ знает о безнравственности Королевы, видит, но сочувствует ей. Её самомнение и раздутое эго выливаются в стремление к абсолютной власти, даже над природой. Автор сказки показывает всю нелепость и нелогичность умозаключений этого персонажа.

Следующий эпизод иллюстрирует реакцию народа на подобные выходки.

Испорченная всеобщим поклонением и отсутствием воспитания, Королева впервые задумывается над своим поведением, столкнувшись с Падчерицей и старым Солдатом.

Когда Королева со своим окружением попадает в непростую ситуацию, которую она же сама и заварила, обнажается её беззащитность и несамостоятельность. С лицемеров в её окружении спадают маски, и те разбегаются.Таким образом, они бросают на верную смерть Королеву и оставшихся.

С Королевой остаются люди, наделённые такими качествами как преданность и честь, даже несмотря на то, что с ними обходились ранее плохо и бесчеловечно.

Иностранные послы

Стоит обратить внимание на таких второстепенных персонажей, как Послы иностранных держав: посол Восточных стран и посол Западных стран. Всё время они подхалимничали и лебезили перед Королевой, но стоило ей оказаться в беде, как тут же они показали свои истинные лица, бросив Королеву на произвол судьбы.

Учитель

Вспомним ещё одного второстепенного персонажа – Учителя Королевы. Он олицетворяет науку. Учитель всё время борется со своей боязливостью и покорностью. Но автор сказки реабилитирует образ Учителя ближе к концу фильма, вселяя надежду на то, что наука всё-таки будет действовать в первую очередь во благо народа.

Братья-месяцы

Самыми загадочными и волшебными персонажами во всем фильме являются Братья-месяцы. Их образ очень сложный, многогранный. Двенадцать месяцев в фильме олицетворяют собой сразу несколько символов.

skazka dvenadcat mesyacev 5 Сказка «Двенадцать месяцев»: Предание о силе русской души

Первый символ – это народнопоэтическая стихия… Братья-месяцы – носители русского фольклора, русской самобытности и нравственности, культурного наследия русского народа.

Второй символ, который олицетворяют Братья-месяцы – это образ природы. Январь не одобряет поступок человека в виде срубленных деревьев. Природа ощущает и замечает вмешательство человека как положительное (случай с Падчерицей), так и отрицательное.

Люди мало задумываются над последствиями своих действий в природе, однако она в свою очередь всегда заботится о человеке.

И третий, самый важный символ Братьев-месяцев в сказке – образ предков, праотцов, наших корней. Каждый следующий месяц старше предыдущего. Несмотря на то, что они называют друг друга братьями, их главная роль – продемонстрировать зрителю образную картину сменяющихся друг за другом поколений. Каждое их слово наполнено глубокой мудростью. Они видят всех людей насквозь, смотрят в их душу.

При первой встрече Солдата с Падчерицей мы узнаем важное, основополагающее предание о Братьях-месяцах.

Выходит, что встреча с Братьями-месяцами – это явление необычное. И любой желающий не сможет с ними встретиться вот так просто. Встреча с ними – это чудо, фактически, приход к познанию себя и своих корней, познанию природы, мудрости и знаний предков. Это можно назвать такими словами как просветление, самоосознание.

Месяцы утверждают, что путь ко встрече с ними непростой, заповедный. И здесь же ими даётся подсказка зрителям: Падчерица пришла к ним по самому короткому пути, а многие идут по длинному. Очевидно, что короткий путь к познанию себя, своих корней, предков и родительской благодати – это быть таким, как Падчерица: добрым, ответственным, жить в ладу с совестью и уважая законы природы.

Вспоминаем слова Солдата. Если дед солдата также встречался с Братьями-месяцами, то это значит, что русский народ не только в настоящем, но и в прошлом обладал всеми вышеупомянутыми качествами, понимал основу своего я, был всегда наделён глубоким самосознанием и самоидентичностью.

Месяцы просят не показывать никому дорожку к ним. Даётся намёк на то, что каждый человек должен прийти к познанию себя самостоятельно.

Одно из ключевых мест в сказке занимает волшебное колечко, подаренное Братьями-месяцами Падчерице при встрече с ними. Колечко это обладает особой силой, силой опеки предков и символизирует память своих корней, своей истории. У Падчерицы кроме этого колечка не было ничего, а утрата его означала бы потерю смысла жизни, что, и происходит по сюжету произведения.

Злые люди отбирают хитростью колечко у Падчерицы. На эту подлость пошли самые близкие этой девушки – Мачеха и её Дочка. Она чувствует беспомощность, отчаяние.

Теперь спроектируем эту ситуацию на нынешнее положение вещей в мире. История русского народа была отобрана и переписывалась несколько раз в угоду недоброжелателей. Сам народ одурачили и обманывают по сей день. Русского человека по чужой воле лишают смысла жизни, его самоидентичности и исторической памяти.

Несмотря на проделки злых людей, жизненные обстоятельства складываются таким образом, что Падчерица снова встречается с Братьями – месяцами, которые спасают её от верной гибели и возвращают ей колечко.

Девушку спасает сила данного ею обещания, сила слова. Такое качество, как умение держать данное слово, напрочь отсутствует у отрицательных персонажей, им могут быть наделены только положительные. Главная героиня даже под предлогом смерти не соглашается открыть заповедную тайну Братьев-месяцев.

Чудесным образом всё переворачивается с ног на голову. Вся природа приходит на помощь девушке. Этот переломный момент расставляет всё по своим местам. Положительные герои вознаграждаются за свои добрые души, а отрицательные получают по заслугам.

Падчерица преображается, Братья-месяцы одаривают её подарками. Когда восторжествовала справедливость, девушке дарят такое одеяние, которого нет даже у самой Королевы. Она надевает наряд и теперь её уже не узнать. Но в душе она остаётся такой же доброй и отзывчивой.

Русский дух обретёт такую силу и величие, что не сравнится с ним ничто до этого ранее виданное, самоидентифицируется в полной мере, диву даваться будут кругом.

Великодушный народ русский, воспрял духом и теперь уже сам готов одарять подарками других, делиться добром. А когда одаряет – сияет и радуется. Народ не обособляет себя как нечто отдельное, он является частью государства.

В фильме Братья-месяцы расставляют по местам и понимание – зависим ли народ от кого-либо или является самодостаточным.

skazka dvenadcat mesyacev 6 Сказка «Двенадцать месяцев»: Предание о силе русской души

Королева не вызывает к себе сочувствия и уважения, но к финальной сцене, она многое поймет и изменит своё отношение к людям. Этот персонаж несёт в себе заряд большой воспитательной силы!

Так же многие узнают в некоторых поступках Королевы  – свои, а в её стремлении подчинить себе весь мир – своё стремление подчинить своим капризам близких.

Всем отрицательным персонажам в конце сказки даётся право на искупление. Нет ничего необратимого, даже самые злые и бесчеловечные люди должны в корне измениться в лучшую сторону…

События в фильме показаны легко и весело. Мягкий юмор никогда не переходит в насмешку, и  умело сочетается с познавательным и воспитательным материалом.

Особое богатство фильма – язык, речь.  Многообразие и живая игра реплик  органично включаются в сказочные диалоги. Музыкальное сопровождение восхитительное.Музыка помогает зрителю лучше понять эмоциональное состояние героев, понять их характеры, настроение. Удивительно красиво показаны в фильме звуки природы: вьюга, завывание ветра, шум дождя, пение птиц.

После просмотра этого фильма, не хочется расставаться с его героями. Ещё долго остаёшься под впечатлением и вспоминаешь о них. Это та экранизация, которая напоминает о добре, волшебстве и радости новогодних праздников. В сказке возможно всё! Впустите сказку в свою жизнь, и она поделится с вами своими чудесами.

И в конце сказки мы слышим замечательную песню Братьев-месяцев. В неё заложен глубочайший смысл, отображающий главную идею картины. В тяжёлые времена тьма окутывает всё вокруг, только наши сердца горят ярким праведным огнём. Как бы трудно не казалось, обязательно нужно пронести этот свет сквозь тьму навстречу рассвету. С ним придёт ясно-солнышко, озарит многие души и все встанет на свои места!

Елена Харитонова

Источник

Коллективный разум и способы коммуникации вирусов с организмом

(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой:  "Велемудр" по адресу: http://welemudr.ru)

Сегодняшняя публикация отрывков из монографии биофизика Бориса Георгиевича Режабека о ноосфере, возможно, требует некоторого пояснения.

Смотрите, вот некто в комментарии даже охарактеризовал теорию о ноосфере как „буржуазную теорию "тяф-тяф" ”. Справедлива ли такая реакция, есть ли хоть какие-то реальные доказательства, переводящие эту теорию в ранг физической реальности?

На наш взгляд, есть, причём аргумент в пользу ноосферы серьёзный.

Это – существование информационного поля, „разлитого” вокруг нас. Именно разлитого, как разливается вода – символ информации.

А где есть материя и информация – там непременно присутствует и мера: набор правил, законов (физики, химии – природы вообще), систем кодирования и т.п.

Осталось выяснить, обладает ли такая система, где доказано наличие материи, информации и меры, интеллектом. Не будем вдаваться в определения последнего, а просто зададим себе вопрос: природа – она обладает интеллектом или нет? Если не обладает, тогда бездушный материальный мир, нас окружающий, уже должен был бы превратиться в полный хаос, согласно началам термодинамики.

Но на практике мы наблюдаем обратный процесс: не деградацию, а развитие! Как минимум, создание и сохранение условий для развития человека, ведь достаточно крайне малой дерегуляции околоземных и околосолнечных параметров и процессов, чтобы на Земле изменилась, например, температура или уровень радиации так, чтобы человек как биологический вид прекратил своё существование.

Мы вообще редко задумываемся над этим фактом – существовании и стабильном поддержании той невероятно узкой области физических параметров, при которых мы можем жить! Только представьте себе, что температура на нашей планете повысится на незначительные для космоса каких-нибудь 50°! Или понизится… Для сравнения: температура поверхности Солнца - 5 778 К, ядра – 15.000.000°! Что такое для космоса плюс-минус 50 градусов в сравнении с миллионами?!! Действительно, есть над чем подумать…

 

Получается, что кто-то занимается регулировкой допустимых для нашей жалкой сегодняшней либеральной жизни параметров космоса. Т.е. наличествует внешняя для человечества воля. И разум, т.е. существует внешний интеллект.

Следовательно, это уже не просто природа, а Природа именно с заглавной буквы, как носитель части объемлющего интеллекта.

Но где же доказательства наличия упомянутого выше информационного поля? – может спросить вдумчивый читатель. Оно есть: интуиция.

С фактами проявления интуиции сталкивается каждый из нас, в большей или меньшей мере. И речь не только об интуитивных прозрениях или озарениях, вроде истории создания Периодической таблицы элементов. Здесь ещё можно предположить, что Менделееву во сне она привиделась как результат его предыдущих поисков и размышлений – вот мозг и подсказал во сне решение.

Подобное предположение, безусловно, имеет право на существование. Но вот как объяснить интуицию матери, вдруг почувствовавшей, что с её ребёнком, находящимся где-то далеко, случилась беда? Такие факты неоспоримо многочисленны, а значит существование внешнего для нас информационного поля – факт физического мира. Точка.

Кстати, восточное учение о карме, передающейся из поколения в поколение и воздействующей на них – это ведь просто одно из проявлений существования такого поля – поля информации обо всём, что когда-либо сделал человек: в мыслях, намерениях, поступках. Отсюда и русская поговорка: не желай зла ближнему! Ибо зло так или иначе вернётся к тебе.

Ниже, с учётом сказанного, публикация о вирусах, раскрывающая их совершенно неожиданную сторону: социальность. Да-да, именно на наших глазах зарождается новое направление в науке: социовирусология. Фантастика? Да, если отвергать ноосферу как факт нашего бытия. Если же следовать фактам, логике и здравому смыслу, если стремиться расширить горизонты познания, то рождение социовирусологии – вполне логичное отражение принципа эзотериков: что вверху, то и внизу.

С учётом существования ноосферы как обладающего интеллектом актора управления, в т.ч., земными и социальными процессами, можно вполне логично предположить: нынешняя псевдопандемия, а особенно – результаты усилий правителей, которых они могут достичь в создающемся на наших глазах рабовладельческом планетарном обществе с уничтожением значиетельной части населения – не является ли это реакцией Ноосферы на безнравственное существование современного человечества?

Опять-таки, не будем сходу отбрасывать такую гипотезу. Ведь не зря Ключевский утверждал, что закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности..

Вирусы обладают коллективным разумом? Они общаются и имеют ясную цель, чего же они добиваются?

Вирус нельзя убить. Он не живет, поэтому его можно только сломать, разрушить. Вирус не существо, а скорее вещество.

Два месяца продолжается пандемия нового коронавируса. Каждый уже считает себя экспертом в этой теме. А вам известно, что вирус нельзя убить? Он не живет, поэтому его можно только сломать, разрушить. Вирус не существо, а скорее вещество. Но при этом вирусы умеют общаться, кооперироваться и маскироваться. Эти и другие удивительные научные факты собрали наши друзья из проекта Reminder.

Социальная жизнь вирусов

Ученые открыли это всего три года назад. Как часто бывает, случайно. Цель исследования заключалась в том, чтобы проверить, могут ли бактерии сенной палочки предупреждать друг друга об атаке бактериофагов — особого класса вирусов, избирательно поражающих бактерии. После добавления бактериофагов в пробирки с сенной палочкой исследователи зафиксировали сигналы на неизвестном молекулярном языке. Но «переговоры» на нем вели совсем не бактерии, а вирусы.

Оказалось, что после проникновения в бактерии вирусы заставляли их синтезировать и рассылать по соседним клеткам специальные пептиды. Эти короткие белковые молекулы сигнализировали остальным вирусам об очередном удачном захвате. Когда число сигнальных пептидов (а значит, и захваченных клеток) достигло критического уровня, все вирусы, как по команде, прекратили активное деление и притаились.

Если бы не этот обманный маневр, бактерии могли бы организовать коллективный отпор или полностью погибнуть, лишив вирусы возможности паразитировать на них дальше. Вирусы явно решили усыпить бдительность своих жертв и дать им время для восстановления. Пептид, который помог им это сделать, назвали «арбитриум» («решение»).

Дальнейшие исследования показали, что вирусы способны принимать и более сложные решения. Они могут жертвовать собой во время атаки на иммунную защиту клетки, чтобы обеспечить успех второй или третьей волны наступления. Они способны скоординированно передвигаться от клетки к клетке в транспортных пузырьках (везикулах), обмениваться генным материалом, помогать друг другу маскироваться от иммунитета, кооперироваться с другими штаммами, чтобы пользоваться их эволюционными преимуществами.

Велика вероятность, что даже эти удивительные примеры — лишь вершина айсберга, считает Ланьинь Цзэн, биофизик из Техасского университета. Изучить скрытую социальную жизнь вирусов должна новая наука — социовирусология. Речь не идет о том, что вирусы обладают сознанием, оговаривается один из ее создателей микробиолог Сэм Диас-Муньос. Но социальные связи, язык коммуникации, коллективные решения, координация действий, взаимопомощь и планирование — это признаки разумной жизни.

Разумны ли вирусы?

Может ли обладать разумом или сознанием то, что даже не является живым организмом? Есть математическая модель, которая допускает такую возможность. Это теория интегрированной информации, разработанная итальянским нейробиологом Джулио Тонони. Он рассматривает сознание как соотношение количества и качества информации, которое определяется специальной единицей измерения — φ (фи). Идея в том, что между совершенно бессознательной материей (0 φ) и сознательным человеческим мозгом (максимум φ) протянулся восходящий ряд переходных состояний.

Минимальный уровень φ есть у любого объекта, способного принимать, обрабатывать и генерировать информацию. В том числе у таких безусловно неживых, как термометр или светодиод. Раз они умеют преобразовывать температуру и свет в данные, значит, «информационность» для них такое же фундаментальное свойство, как масса и заряд для элементарной частицы. В этом смысле вирус явно превосходит многие неживые объекты, поскольку сам является носителем (генетической) информации.

Сознание — более высокий уровень переработки информации. Тонони называет это интеграцией. Интегрированная информация — нечто, качественно превосходящее простую сумму собранных данных: не набор отдельных характеристик предмета типа желтого цвета, округлой формы и теплоты, а составленный из них образ горящей лампы.

Принято считать, что на такую интеграцию способны только биологические организмы. Чтобы проверить, могут ли адаптироваться и набираться опыта неживые объекты, Тонони вместе с группой нейробиологов разработал компьютерную модель, напоминающую аркадную игру для ретроконсоли.

Роль подопытных выполняли 300 «аниматов» — 12-битные юниты с базовым искусственным интеллектом, симуляцией органов чувств и двигательного аппарата. Каждому задали произвольно сгенерированные инструкции работы частей тела и запустили всех в виртуальный лабиринт. Раз за разом исследователи отбирали и копировали аниматов, которые демонстрировали лучшую координацию.

Следующее поколение наследовало от «родителей» тот же код. Его размер не менялся, но в него вносились случайные цифровые «мутации», которые могли укрепить, ослабить или дополнить связи между «мозгом» и «конечностями». В результате такого естественного отбора через 60 тысяч поколений эффективность прохождения лабиринта у аниматов возросла с 6 до 95%.

 аниматов одно преимущество перед вирусами: они умеют самостоятельно передвигаться. Вирусам приходится перемещаться от носителя к носителю на пассажирских местах в слюне и других физиологических выделениях. Но шансов повысить уровень φ у них больше. Хотя бы потому, что вирусные поколения сменяются быстрее. Оказавшись в живой клетке, вирус заставляет ее штамповать до 10 тысяч своих генетических копий в час. Правда, есть еще одно условие: чтобы интегрировать информацию до уровня сознания, нужна сложная система.

Насколько сложной системой можно назвать вирус? Посмотрим на примере нового коронавируса SARS-CoV-2 — виновника нынешней пандемии. По форме он похож на рогатую морскую мину. Снаружи – сферическая оболочка из липидов. Это жиры и жироподобные вещества, которые должны защищать его от механических, физических и химических повреждений; именно они разрушаются от мыла или санитайзера.

На оболочке — давшая ему название корона, то есть шиповидные отростки из S-белков, с помощью которых вирус проникает в клетку. Под оболочкой — молекула РНК: короткая цепочка с 29 903 нуклеотидами. (Для сравнения: в нашей ДНК их больше трех миллиардов.) Довольно простая конструкция. Но вирусу и не нужно быть сложным. Главное — стать ключевым компонентом сложной системы.

Научный блогер Филип Бушар сравнивает вирусы с сомалийскими пиратами, захватывающими на крошечной лодке огромный танкер. Но по сути вирус ближе к легковесной компьютерной программе, сжатой архиватором. Вирусу не требуется весь алгоритм управления захваченной клеткой. Достаточно короткого кода, который заставляет работать на него всю операционную систему клетки. Для этой задачи его код идеально оптимизирован в процессе эволюции.

Можно предположить, что внутри клетки вирус «оживает» ровно настолько, насколько позволяют ресурсы системы. В простой системе — он способен делиться и контролировать обменные процессы. В сложной (как наш организм) — может задействовать дополнительные опции, например, достичь такого уровня обработки информации, который по модели Тонони граничит с разумной жизнью.

Чего хотят вирусы?

Но зачем вообще вирусам это надо: жертвовать собой, помогать друг другу, совершенствовать процесс коммуникации? Какова их цель, если они не живые существа?

Как ни странно, ответ имеет прямое отношение к нам. По большому счету вирус — это ген. Первостепенная задача любого гена — максимально копировать себя, чтобы распространиться в пространстве и времени. Но в этом смысле вирус мало чем отличается от наших генов, которые тоже озабочены прежде всего сохранением и тиражированием записанной в них информации. На самом деле сходство даже больше. Мы сами немного вирусы. Примерно на 8%. Столько вирусных генов в составе нашего генома. Откуда они там взялись?

Есть вирусы, для которых внедрение в ДНК клетки-носителя является необходимой частью «жизненного цикла». Это ретровирусы, к которым относится, например, ВИЧ. Генетическая информация у ретровируса зашифрована в молекуле РНК. Внутри клетки вирус запускает процесс создания ДНК-копии этой молекулы, а затем встраивает ее в наш геном, превращая его в конвейер по сборке своих РНК на основе этого шаблона.

Но бывает так, что клетка подавляет синтез вирусных РНК. И вирус, встроившись в ее ДНК, теряет способность делиться. В таком случае вирусный геном может стать генетическим балластом, передающимся новым клеткам. Возраст самых старых ретровирусов, чьи «ископаемые останки» сохранились в нашем геноме, — от 10 до 50 млн лет.

За годы эволюции мы накопили около 98 тысяч ретровирусных элементов, которыми когда-то заражались наши предки. Сейчас они составляют 30–50 семейств, которые подразделяются почти на 200 групп и подгрупп. По подсчетам генетиков, последний ретровирус, сумевший стать частью нашей ДНК, инфицировал человеческую популяцию около 150 тысяч лет назад. Тогда наши предки пережили пандемию.

Что реликтовые вирусы делают сейчас? Одни никак себя не проявляют. Или нам так кажется. Другие работают: защищают человеческий эмбрион от инфекций; стимулируют синтез антител в ответ на появление в организме чужеродных молекул. Но в общем миссия вирусов гораздо значительнее.

Как вирусы общаются с нами

С появлением новых научных данных о влиянии микробиома на наше здоровье мы стали осознавать, что бактерии не только вредны, но и полезны, а во многих случаях жизненно необходимы. Следующим шагом, пишет в «Истории инфекций» Джошуа Ледерберг, должен стать отказ от привычки демонизировать вирусы. Они действительно часто несут нам болезнь и смерть, но цель их существования — не уничтожение жизни, а эволюция.

Как в примере с бактериофагами, гибель всех клеток организма-носителя обычно означает для вируса поражение. Гиперагрессивные штаммы, которые слишком быстро убивают или лишают подвижности своих хозяев, теряют возможность свободно распространяться и становятся тупиковыми ветвями эволюции.

Вместо них шанс размножить свои гены получают более «дружелюбные» штаммы. «По мере развития в новой среде вирусы, как правило, перестают вызывать тяжелые осложнения. Это хорошо и для организма носителя, и для самого вируса», — говорит нью-йоркский эпидемиолог Джонатан Эпстейн.

Новый коронавирус так агрессивен, потому что он лишь недавно преодолел межвидовой барьер. По словам иммунобиолога Акико Ивасаки из Йельского университета, «когда вирусы впервые попадают в человеческий организм, они не понимают, что происходит». Они — как аниматы первого поколения в виртуальном лабиринте.

Но и мы не лучше. При столкновении с неизвестным вирусом наша иммунная система тоже может выйти из-под контроля и ответить на угрозу «цитокиновым штормом» — неоправданно мощным воспалением, разрушающим собственные ткани организма. (Именно в такой гиперреакции иммунитета причина многих смертей во время пандемии испанского гриппа 1918 года.) Чтобы жить в любви и согласии с четырьмя человеческими коронавирусами, вызывающими у нас безобидную «простуду» (OC43, HKU1, NL63 и HCoV-229E), нам пришлось адаптироваться к ним, а им — к нам.

Мы оказываем друг на друга эволюционное влияние не просто как факторы среды. Наши клетки непосредственно участвуют в сборке и модификации вирусных РНК. А вирусы напрямую контактируют с генами своих носителей, внедряя свой генетический код в их клетки. Вирус — это один из способов общения наших генов с миром. Иногда этот диалог дает неожиданные результаты.

Появление плаценты — структуры, соединяющей плод с материнским организмом, — стало ключевым моментом в эволюции млекопитающих. Трудно представить, что необходимый для ее формирования белок синтицин кодируется геном, представляющим собой не что иное, как «одомашненный» ретровирус. В древности синтицин использовался вирусом для уничтожения клеток живых организмов.

История нашей жизни с вирусами рисуется бесконечной войной или гонкой вооружений, пишет антрополог Шарлотта Биве. Этот эпос строится по одной схеме: зарождение инфекции, ее распространение через глобальную сеть контактов и в итоге ее сдерживание или искоренение. Все его сюжеты связаны со смертями, страданиями и страхами. Но есть и другая история.

Например, история о том, как у нас появился нейронный ген Arc. Он необходим для синаптической пластичности — способности нервных клеток формировать и закреплять новые нервные связи. Мышь, у которой отключен этот ген, не способна к обучению и формированию долговременной памяти: отыскав сыр в лабиринте, она уже на следующий день забудет к нему дорогу.

Чтобы изучить происхождение этого гена, ученые выделили белки, которые он производит. Оказалось, что их молекулы самопроизвольно собираются в структуры, напоминающие вирусные капсиды ВИЧ: белковые оболочки, защищающие РНК вируса. Затем выделяются из нейрона в транспортных мембранных пузырьках, сливаются с другим нейроном и выпускают свое содержимое. Воспоминания передаются как вирусная инфекция.

350–400 млн лет назад в организм млекопитающего попал ретровирус, контакт с которым привел к формированию Arc. А теперь этот вирусоподобный ген помогает нашим нейронам осуществлять высшие мыслительные функции. Может, вирусы и не обретают сознание благодаря контакту с нашими клетками. Но в обратную сторону это работает. По крайней мере, сработало один раз.

Сергей Панков

Происхождение человека на Земле, созданной для рабства

(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой:  "Велемудр" по адресу: http://welemudr.ru)

С самого зарождения человечества мы стремились объяснить свое происхождение и ответить на фундаментальный, основной вопрос: откуда мы пришли? В каждой далекой культуре, разбросанной по всему земному шару, можно найти мифы и легенды о происхождении, столь же различные, как и культура, из которой они происходят. 

В более поздние времена у нас появилась наука и теория эволюции, научные попытки объяснить тот же самый вековой вопрос, который преследовал нас с тех пор, как первые проблески самосознания вспыхнули в нашем мозгу, но ответа на этот вопрос до сих пор определенно не найдено.

Зато есть теории о том, что люди вообще не местный вид и были привезены на Землю с другой планеты.

Идея заключается в том, что наши истоки на этой планете не таковы, какими они кажутся, и что, возможно, мы не являемся продуктом эволюции на этой планете, а скорее гостями, которые по каким-то причинам оказались здесь относительно недавно в глобальном масштабе времени, возможно, сотни тысяч или даже совсем недавно, десятки тысяч лет назад, после чего мы скрестились с более ранними видами, такими как неандертальцы, чтобы стать гибридными существами, которыми мы являемся сегодня. 

Это для многих прозвучит дико, но многие известные ученые поддерживают эту теорию.

И есть множество аргументов того, что мы как вид, просто не принадлежим к этому месту. Первая и главная причина этого заключается в том, что мы, люди, не похожи ни на что другое на этой планете с точки зрения интеллекта и умственных способностей. 

Нет ни одного другого животного, которое хотя бы приближалось к нашей способности мыслить, философствовать, создавать политику, произведения искусства и поэзию, или продвигаться в технологии так невероятно быстро. 

Это самый очевидный аргумент, но он, безусловно, не единственный, и человеческие существа проявляют много характеристик и физиологических особенностей, которые доказывают, что мы не так акклиматизированы и не пригодны для этой планеты, как могли бы подумать наши первоначальные создатели.

Длинный список различий между нами и почти всеми другими формами жизни на этой планете, отмечают нас как уморительно плохо приспособленных к этой окружающей среде и миру.

Эти аномальные различия можно увидеть еще в самом начале нашей жизни. Человеческие женщины имеют огромные осложнения и боль во время родов, которые не наблюдаются нигде больше в животном царстве, с рождениями среди животных естественными и гладкими, в то время как человеческие существа нуждаются в большой поддержке и могут даже умереть во время родов, что все еще иногда случается даже по сей день. 

Конечно, это связано с большой головой человеческих младенцев, но почему, это должно быть, если это нормальный процесс эволюции? После рождения после необычайно короткого периода беременности мы проходим чрезвычайно сравнительно долгий процесс медленного развития, причем человеческие дети полностью беспомощны в течение многих лет после рождения, что далеко от нормы в животном царстве. 

В конце концов, взрослея, люди проявляют много аномальных черт, которые на самом деле не разделяют другие существа на этой планете. Мы неестественно склонны к хроническим заболеваниям и состояниям, таким как сенная лихорадка, аллергия и другие. 

А еще есть наша необычная слабость к Солнцу,  мы являемся одним из немногих существ, которые страдают от солнечного ожога до такой степени, как мы это делаем, несмотря на то, что мы “эволюционировали”, чтобы не иметь волос на теле, и что мы вдобавок являемся одним из немногих существ, которым нужно щурить глаза, когда солнечный свет яркий. 

Диапазон частот, которые мы можем слышать, также прискорбно низок по сравнению с большинством животных, как и наш диапазон обоняния. Человеческие существа также склонны к хроническим проблемам со спиной, которые являются результатом различной гравитации между нашим родным миром и Землей, а наши тела на самом деле кажутся более приспособленными к 25-часовому дню, а не 24, и многие из нас имеют нарушения сна и общее чувство тревоги из-за этого. 

Более того, мы склонны не любить сырую пищу, в отличие от других животных, эволюционировали с небольшим количеством волос на теле, находимся в вертикальном положении, а не с более низким центром тяжести, в отличие от других животных, а наше большое количество дополнительной “мусорной ДНК” как свидетельство того, что мы на самом деле инопланетяне.

Мы просто слишком отличаемся во многих отношениях от любого другого животного на планете. Вообще наши тела просто не подходят для этой среды, если мы действительно эволюционировали здесь на протяжении миллионов лет то мы совершенно никуда не продвинулись.

Человечество не развилось из этой конкретной разновидности жизни (туземных земных организмов), а развилось в другом месте и было перенесено на землю между 60 000 и 200 000 лет назад. 

Однако, если все это действительно так,то почему мы вообще оказались здесь? 

Одна возможность заключается в том, что Земля может быть планетой для размещения заключенных, которые не смогли интегрироваться в свое нормальное общество. 

Наши предки могли быть изгнаны сюда, после чего они были забыты и скрещивались с местными видами, чтобы сформировать то, что мы имеем сейчас под названием "человеческая цивилизация". 

Чем же мы так провинились? Одна из причин этого, заключается в том, что мы, похоже, являемся жестоким видом – и мы здесь, пока не научимся себя вести”.

Когда-то здесь вполне могли быть какие-то надзиратели и они стали богами в сознании наших предков. Действительно, НЛО, которые многие люди видят сегодня, могут быть нашими настоящими предками, следящими за нашим прогрессом исправления. 

Другая идея заключаются в том, что астероид давным-давно разрушил нашу родную планету, и мы бежали сюда, на протяжении веков забывая о своем истинном происхождении, и что мы марсиане, сбежавшие сюда с умирающей планеты Марс. Одичавшие колонисты, забывшие свое прошлое.

Мы также могли бы быть высажены здесь для какого-то длительного эксперимента, по существу, делающего нас межгалактическими морскими свинками. 

Какова бы ни была конечная причина, фактом является то, что мы пришли не отсюда.

Мы пришли на Землю более или менее полностью сформированными, возможно, с некоторой гибридизацией, искусственными изменениями внесенными в первых колонистов по пути на Землю, что бы обеспечить первичную адаптацию к условиям нового дома. 

Картина дня

))}
Loading...
наверх