Навки-мавки присутствуют в мифах многих славянских народов. А вот их антагонист - Чугайстр - есть только в украинских Карпатах.
Чугайстр, Чугайстер, Чугайстрин, Чугай - это огромного роста существо, напоминающее человека. Он густо покрыт шерстью, глаза голубые - такой себе карпатский Йетти. Его также называют Дед, Ночник, Лесной человек.
Происхождение Чугайстра
У этого персонажа множество особенностей, будто собранных от других мифологических существ. Вероятно, Чугайстер - это отголосок языческих верований. Вполне возможно, что он своеобразное перевоплощение древнего славянского бога Велеса, - на эту версию наталкивают сказания о его способностях.
Говаривали, что Чугайстер - это заколдованный мужик. Другие утверждали, что он - предок-охранитель. Многое в его чертах все же указывает на то, что он является потусторонним существом.
В целом он имеет нечто общее с ветром, медведем, змеем, лешим, домовым, Бабой-Ягой... Однако не похож ни на кого из них.
Имя существа, скорее всего, идет от специфической верхней одежды, называемой "чугой", "чуганей", - она выглядит как овечья шкура с длинной шерстью. Другие версии происхождения имени: журавль (гайстр), казацкие сторожевые башни (чуги), проточины в камнях (чугила).
Охотник на мавок
Чугай выполняет функции своеобразного охранника леса, а также его гостей - людей. Он охотится на мавок - выследив эту нечисть, он настигает ее, разрывает надвое и поедает.
Мавки (навки, нави) - мифические существа, нечистая сила. Предстают в образе девушек с бледной кожей, у которых нет спины - сзади у них нет ни кожи, ни мышц, ни даже ребер, и можно увидеть внутренности. Потому мавки никогда не поворачиваются спиной к человеку, а лишь пятятся. Они заманивают юношей и мужчин в опасные места, где те погибают. Считается что мавка - это неупокоившийся дух девушки или женщины, умершей неестественной смертью. Самой частой жертвой мавок становятся вдовцы либо женихи, которых смерть разлучила с возлюбленной.
Но мавки могут навредить практически любому мужчине. Чугайстр же словно патрулирует лес, вычисляя и уничтожая мавок. Иногда юноша желает спасти свою любимую (уже навку) от Лесного человека. Единственный способ задержать Чугайстра, отвлечь от погони - предложить ему потанцевать. Однако это очень опасная забава - так как никому не под силу перетанцевать Чугайстра, а от ритма, которой он задает, можно запросто умереть. Хотя хорошего танцора Дед может и наградить.
Другая деятельность и особенности Чугайстра
Примечателен этот персонаж еще и тем, что может повелевать лесными зверями. Они выполняют его поручения, а он же в какой-то мере берет на себя роль их "пастуха". Однако, в отличие от Лесной Девы, Чугайстер не воспрещал людям охотиться в лесу. Наоборот, считалось, что так называемые "мужские" дни (понедельник, вторник, четверг), когда "дежурит" Чугайстр, благоприятны для охоты.
Лесной человек оберегал людей не только от нави, но и от явных угроз - мог предупредить о нападении зверя либо самостоятельно остановить его.
Чугайстер любит не только танцевать, но и петь, причем сильно шепелявит. Исходя из этого считалось, что Дед уже совсем стар и зубов у него нет, а потому и подношения ему старались оставлять мягкие (кулеш, бануш). Хотя эта беззубость противоречит основному промыслу Чугайстра - как же он без зубов мавок поедал? С другой стороны, навка - это, скорее всего, не совсем материальное существо, так что, возможно, Чугайстер поедает не тело, а злой дух.
Рост Лесного человека настолько велик, что он может улечься у костра, полностью сомкнув тело вокруг огня (ватры). Так он и спал, одновременно греясь.
Чугайстр помогает выбраться из леса, а порой даже помогает несправедливо притесняемому и может покарать обидчика того человека, который ему пожаловался. Также гуцулы считали, что чуть ли не всем ремеслам людей обучил Чугайстр и по-прежнему помогает тем, кто еще не овладел мастерством, но проявляет старание.
Нельзя сказать, что Дед-Ночник полностью позитивный персонаж. При всей свой веселости он крайне строг - и может наказать за провинность. В частности Чугайстр очень переживает насчет запасов воды. Он, словно ветер, может проникать через дымоход в дом и если не обнаружит в хозяйстве достаточно воды про запас, похищает из хаты ребенка, которого в дальнейшем растит самостоятельно, подготавливая себе смену.
В лесу не положено было свистеть - дабы не потревожить и не прогневить Чугайстра. По поверьям, он мог снять свою ногу и рубить ею деревья. И пусть Лесной человек считался преимущественно положительным персонажем, но все же оставался грозным и сверхъествественным, а потому желательно было иметь при себе соответствующий оберег - топор. Люди верили, что просто взяв с собой топор можно не только избежать немилости, но и выведать при случае у Чугайстра свое будущее.
Наиболее известное упоминание о чугайстрах в художественной литературе - "Тіні забутих предків" Михаила Коцюбинского (1912 г.). Есть также одноименный фильм 1965 г.
Костюмы, напоминающие описание Чугайстра можно увидеть на традиционном болгарском празднике Кукер.
Елена Виверица для сообщества "Славяне"
Свежие комментарии