На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 815 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Николаевич
    Язычники – это люди, одухотворяющие все, что есть на земле, от вещей до явлений. "Я зычу" это дословно "Я звучу". Вс...Язычник
  • Рауф Растов
    Замечательная статья! Спасибо автору!Иван Чай пробужда...
  • Валерий Василенко
    Кипрей растет повсеместно-  собирайте и делайте чай сами.  Технологию посмотрите в интернете, там ничего сложного, но...Иван Чай пробужда...

ТАЙНЫ СЛАВЯНСКОГО ДОМА. СТОЛ КАК АЛТАРЬ

Тайны славянского дома. Стол как алтарь.

Стол в доме славян издавна был своеобразным алтарём. Наши Предки считали, что это Божья ладонь, отсюда и особое отношение к этому предмету домашнего обихода. Он выступал  сакрально-магическим, ритуально-обрядовым и морально-этическим центром родового мироздания, воплощением благосостояния и духовности семьи, символизировал ее единство.

В словаре В. Даля стол значится как производное глагола <стлать>. А сам термин относится именно к обеденной мебели. <Не держать своего стола, не столоваться> означает:  принимать пищу вне своего дома.

Хлеб на стол, так и стол - престол

Родственными слову <стол> приходятся также <престол> и <стольный град> . Они являются однокоренными. Стол - символ престола, трона, места, где располагается хозяин, правитель.

Столы на Руси отличались внушительными габаритами, чтобы вся большая семья могла разместиться за трапезой. Гордо и монументально красовался он в покутье (красный угол). А восприятие стола как дающей руки Бога и домашнего алтаря делало немыслимым неуважительное отношение к нему. Поэтому народная традиция  знает множество запретов, связанных с поведением за столом: нельзя играть, стучать столовые прибором, втыкать в столешницу нож, садиться за него грязным, в верхней одежде, шумно вести себя. И уж тем более на стол нельзя было садиться, ведь на него кладут хлеб, а хлеб – священен.

Когда начинали строить новый дом, то на место будущего покутья обязательно ставили стол с различными яствами. Его же первым вносили в избу при новоселье. При продаже дома стол передавали новому владельцу – поставленный в покутье домашний алтарь должен был там и оставаться. Если же на время отдавали свой обеденный стол соседям для формирования большого праздничного или траурного стола, то его обязательно надо было застелить чистой скатертью.

Через стол молодая передавала жениху платок, показывая своё согласие. А если во время разговора с парнем девушка неожиданно обопрется на стол, то она долго не выйдет. А если она будет садиться на стол, то на её свадьбе каравай треснет, что является плохим знаком.

Наши Предки ради обеспечения достатка и благополучия выкладывали на стол свежий хлеб. Считалось, что едой, оставленной на столе, угощаются домашние духи, поэтому там не оставляли ножи, ключи и спички.

Гостей принимали и угощали  только за застеленным столом . Всякая трапеза, общее принятие пищи – своеобразный обряд единения, мира и дружбы. Тут стол не просто оказывался в центре общего пространства, а сам выступал центром вселенной, вокруг которого разворачивались сакральные события. Именно поэтому термин <стол> определяющий: свадебный стол, поминальный стол.

Традиционно места за столом строго распределены. Во главе стола, в покутье, сидит глава рода, старший мужчина. Так, если в семье не было отца, его место занимал старший женатый сын. Если сын был не женат, то во главе становилась мать. По сторонам от хозяина рассаживались старшие мужчины и женщины, почётные гости, а за ними - младшие члены семьи. Молодёжь  никогда не садилась на углу стола, иначе можно остаться без пары. Для женщин отводилась приставная лавка с свободной стороны стола, а мужчины размещались на лавке у стены. За праздничным столом муж и жена должны были обязательно садиться рядом, ни в коем случае через угол стола, так, чтобы между ними сидел кто-то чужой, а также за разные столы.

Любой обряд проводится по определённым правилам и предполагает чёткую последовательность действий. Перед началом трапезы пища на столе предлагается Богам (Богу), читаются прославления (молитвы), после чего - распределяется между присутствующими. Раздачей пищи занимается хозяин дома: режет хлеб, делит мясо. <Ломать стол> - выходить из-за стола раньше, чем из-за него поднялся самый старший, не поощрялось.

Многие славянские праздники (свадьба, новоселье, рождение, крестины) включали в себя ритуальный обход этого предмета. Например, в случае нелёгких родов роженицу трижды обводила вокруг стола. Ходить и бегать вокруг стола вне обряда – возбранялось.

Перед отправлением в дальнюю дорогу заручались защитой-оберегом этого сакрального места в доме. Тот, кто собирался в путешествие, трижды целовал стол. Если путь предстоял неблизкий – середину стола, если дорога короткая – один или оба его угла, приходящиеся на избу. Аналогично поступали  и по возвращении домой.

Поминальный стол был исключением из общепринятых норм обычного поведения, всё , что с ним связано имело противоположную направленность по сравнению со свадебным столом. На поминальный стол скатерть застилали левой стороной, и тут  супруги садились через стол - друг напротив друга.

Источник

Картина дня

наверх